"ВИС" интегрировал в АВТОВАЗ

Нынешний год для тольяттинской компании "ВАЗинтерCервис" ("ВИС") с полным основанием можно считать переломным. И кроется объяснение этому не только в масштабных проектах, ряд из которых уже вступил в свою завершающую фазу. Нынешним летом руководство Волжского завода сделало генеральному директору "ВИСа" Александру Клевлину предложение войти в структуру АВТОВАЗа в качестве дочернего предприятия.

Предложение было принято. В этом статусе, собственно говоря, "ВАЗинтерCервис" в свое время был организован и существовал до момента акционирования. Необходимость восстановления статус-кво была продиктована активным участием компании "ВИС" в ряде программ Волжского автозавода. О чем корреспонденту "Дела" и рассказал заместитель генерального директора ЗАО "ВАЗинтерсервис" Геннадий Софьин.

Доверие и необходимость

Заняться проектом создания производства колес для всего модельного ряда автомобилей ВАЗ акционерное общество "ВАЗинтерCервис" подтолкнула острая потребность в этой продукции главного конвейера Волжского автозавода. Те мощности, которые имеются на АВТОВАЗе, устарели и морально, и физически. Сегодня продукция уже не соответствует новым стандартам, принятым в Западной Европе. Соответственно, автомобили, идущие на экспорт, приходится предварительно "переобувать".

Такая практика, несмотря на очевидные неудобства, наверняка могла бы еще продолжаться некоторое время, но АВТОВАЗ почувствовал острую потребность в производственных помещениях под создание производств, рассчитанных на выпуск автомобилей нового модельного ряда. Поэтому часть собственных производственных проблем и было решено переложить на плечи смежников и партнеров.

При этом на "ВАЗинтерCервис" была сделана особая ставка. Свою роль здесь сыграли расположение завода, инженерный потенциал и опыт коллектива. Так что в основе выбора руководства АВТОВАЗа лежали и доверие к предприятию, и собственная производственная необходимость.

В рамках такого сотрудничества АВТОВАЗ осуществил продажу бывшего Комбината комплексного домостроения своему партнеру. Сейчас на этих площадках создано дочернее предприятие "ВАЗинтерCервиса" - ззавод автомобильных компонентов (ЗАК), где уже размещены арматурное и сварочное производства и налажен выпуск опытных деталей.

Обуть всех

На сегодняшний день техническая сторона колесного проекта с партнерами из Чехии проработана полностью, но его реализация сдерживается финансовыми проблемами. Для приобретения оборудования, строительно-монтажных работ и запуска производства требуется $64 млн. Сейчас идут активные переговоры с рядом банков о предоставлении кредитов. Предполагается, что в схеме финансирования примут участие и чешские кредитно-финансовые учреждения, и российские. При этом особая ставка делается на Сбербанк, как главного кредитора работ.

В России пока нет производств такого уровня, чья продукция полностью соответствовала бы европейскому стандарту.

Инженерная служба компании "ВАЗинтерсервис" вышла на руководство АВТОВАЗа с предложением создать специальный терминал перед Волжским автозаводом, где будут сосредоточены колеса, подаваемые с помощью транспортера на главный конвейер. Изначально к такой идее на заводе отнеслись скептически. Но с учетом существующего дефицита площадей, вполне возможно, что данное инженерное решение получит право на жизнь. Во всяком случае, сейчас обсуждаются техническая сторона реализации проекта и его стоимость.

Если говорить о сроках запуска производства колес на "ВИСе", то при благополучном исходе переговоров с финансистами на выпуск первой партии можно будет рассчитывать уже в 2004 году.

Укрепление позиций

Наряду с разработкой перспективных направлений, "ВАЗинтерсервис" играет роль крупного поставщика комплектующих на АВТОВАЗ. Оба предприятия сошлись на том, что усилия по развитию производства автокомпонентов необходимо объединить. В итоге, часть оборудования, в основном это автоматические линии, была передана с Волжского автозавода в производственные корпуса "ВИСа". Естественно, не в виде подарка, а на определенных условиях.

И если раньше технологии "ВАЗинтерсервиса" в основном базировались на сборочных операциях, то теперь упор делается на развитие заготовительных производств и специализацию. К примеру, "ВИС" традиционно производит диски сцепления - ведомые и выжимные. Сейчас заканчивается монтаж еще одной линии, и предприятие станет полностью обеспечивать потребности главного конвейера в этих узлах.

Но если взять весь комплекс узлов, поставляемых на АВТОВАЗ, то заметно, что основная доля комплектующих идет на давальческих условиях со стороны АВТОВАЗа, предприятий-смежников.

Теперь такую практику решили постепенно менять. На Волжском автозаводе подготовлен приказ о передаче на "ВАЗинтерсервис" части оборудования прессового производства, необходимого для изготовления деталей на диски сцепления. Следующий приказ регламентирует передачу с АВТОВАЗа некоторых печей термического участка МСП. Таким образом, дочернее предприятие получает замкнутый производственный цикл: штамповка, термообработка, сборка.

Подобное расширение технологического процесса позволит заниматься не только исключительно производством, а вдобавок еще и опытно-конструкторской работой, совместно со специалистами Волжского автозавода, участвовать в его программах развития.

Первый шаг в этом направлении уже сделан. Если раньше "ВАЗинтерсервис" поставлял на сборочное производство отопители, то теперь на базе их производства началась конструкторская работа по изготовлению климат-систем для автомобилей ВАЗ. Первый этап предусматривает создание кондиционеров, встроенных в систему отопления. При этом автозавод в небольшом количестве выпускает автомобили с кондиционерами, где используются готовые зарубежные элементы.

Климат-системы для "Жигулей"

Для реализации программы на "ВАЗинтерсервисе" был создан инженерный центр, сформирована группа из молодых и грамотных специалистов. Их деятельность направлена на создание инжиниринговых разработок систем отопления и кондиционирования. Предварительно персонал прошел стажировку в НТЦ ВАЗа, затем специально под творческий коллектив было закуплено очень мощное программное обеспечение, аналогичного которому нет не только на автозаводе, но и в Тольятти вообще.

Появилась возможность моделировать процессы, происходящие при воздухообороте, как в салоне, так и в самой системе отопления уже на стадии проектирования. Первый опыт прикладного характера специалисты компании "ВАЗинтерсервис" получили в ходе разработки системы отопления ВАЗ-2110. Сейчас инженеры моделируют элементы радиатора отопителя. Стоит отметить, что прежде подобной практикой на Волжском автозаводе не занимались. Уже в этом месяце начнется работа, связанная с разработкой системы ВАЗ-21111, которая идет на замену отопителей "десятого" и "двенадцатого" семейств.

Программа развития климатических систем появилась на предприятии не спонтанно, работа ведется совместно с НТЦ ВАЗа, поскольку в разработке автомобиля все элементы связаны между собой, и просто так взять и вырвать что-то одно из общей концепции невозможно по определению. Иными словами, единолично персонал компании "ВИС" решать такие вопросы просто не смог бы. Поэтому и налажено техническое, интеллектуальное, испытательское взаимодействие, весьма эффективное, особенно если учесть, что автозавод обладает огромнейшей базой. Ну, каждая, даже европейская автомобильная компания может позволить себе подобный испытательный комплекс. Это дорогое удовольствие.

На "ВАЗинтерсервисе" предполагают и дальше развивать деятельность инженерного центра. При этом процесс разбит на этапы. Первый как раз касается предложения АВТОВАЗу готового продукта - собственных климатических систем. Ведь сегодня на конвейере пока используется аналог американской фирмы.

Наука создавать

Получив первый опыт конструкторской работы, руководство компании "ВАЗ-интерсервис" намерено организовать дальнейшую деятельность собственного инженерного центра как подразделения, способного разрабатывать системы кондиционирования, с последующим переходом на климатические установки. В первую очередь, для потребностей АВТОВАЗа, а впоследствии и для других автомобилей, которые производятся или будут производиться в России.

Речь не идет об индустриализации подобных проектов, производстве всех комплектующих. Хотя, к примеру, в рамках партнерского соглашения с американской компанией "Дэлфай" по совместной разработке кондиционера на отопитель для семейства "десяток" предусматривается часть комплектующих производить именно на "ВАЗинтерсервисе". Здесь решили не изобретать велосипед, а использовать готовый опыт серьезных компаний, занимающихся автомобильными климат-системами долгие годы.

Продукт совместных изысканий будет установлен на автомобиле сначала за рубежом. При условии положительных результатов испытаний встроенного кондиционера на "ВАЗинтерсервисе" планируется изготовить еще около десятка прототипов и проводить тестирование уже совместно с АВТОВАЗом. Только потом будет принято окончательное решение по установке и объемам: либо уже в рамках конвейеров автозавода и совместного предприятия, либо пока в рамках автомаркета.

Подделка - форма признания?

Еще одна грань производства на "ВАЗинтерсервисе" - запасные части в номенклатуре, соответствующей поставкам на главный конвейер автозавода. Это довольно широкий ассортимент. Продукцию знают, она пользуется спросом. Настолько, что основная проблема для предприятия в этой плоскости... борьба с подделками.

"Химичат" народные умельцы под торговую марку "ВИС" очень активно. В частности на так называемом железном рынке в Тольятти можно наблюдать весьма представительную гамму предложений, и при этом продавцы будут клятвенно уверять, что именно это и есть продукция "ВАЗинтерсервиса", показывать какие-то документы, происхождение которых ничего общего с предприятием не имеет.

Пришлось разрабатывать собственную фирменную упаковку под определенную часть запчастей. Конечно, это несколько увеличивает их себестоимость, но подобная практика - обычное дело для западных компаний-производителей комплектующих и запасных частей на вторичный рынок.

Наряду с этим решено использовать и лазерную маркировку. Первая установка уже закуплена, все диски сцепления маркируются лазером. Теперь подделки довольно просто отличать, а маркировка надежно свидетельствует о принадлежности узла к продукции проверенного производителя. Нововведение нашло поддержку у оптовых покупателей предприятия. Сейчас планируется расширить маркированную номенклатуру, для чего решено приобрести еще две лазерные установки. В ноябре они должны поступить на завод.

Маркировка, конечно, пока предусматривается только на запасных частях, выходящих на вторичный рынок, но следующий этап развития этого направления - встроенные лазерные установки в рамках сборочного конвейера, чтобы комплектующие на АВТОВАЗ шли с лазерной отметкой партии и даты выпуска. Такая практика позволит четко отслеживать судьбу поставок, своевременно выявлять бракованные детали.

"ВИС" - это пикап

Как бы там ни было, но "ВАЗинтерсервис" стал широко известен благодаря выпуску пикапов. Сейчас их сборка осуществляется на базе трех моделей: ВАЗ-2105, -2121, -2109. В июле нынешнего года запустили новую бортовую машину - 2347 на базе ВАЗ-2109. Автомобиль несколько отличается от похожего - 1705, который раньше шел с так называемым французским фургоном.

На предприятии вынуждены совершенствовать деятельность по производству пикапов, поскольку у завода появился очень мощный конкурент - "Ижмаш", со своим "каблучком". Выдерживать демпинг ижевцев становится все труднее, поскольку там все поставлено на конвейер. В Тольятти - стендовая сборка, позволяющая выпускать в год лишь 250-280 автомобилей.

На "ВАЗинтерсервисе" решили автомобиль на базе 2105 снять с дистанции. Хотя он дешевле, у него есть своя ниша, но нет перспективы. Основная ставка делается сейчас на производные от базы "девятки".

Снизить стоимость производства призвана программа применения разнообразных надстроек специального назначения. Это позволит выстроить технологическую цепочку таким образом, чтобы не делать массу различных вариантов комплектующих (по 20, 50 вариантов), а иметь возможность выпускать, к примеру, по 300 автомобилей на базе ВАЗ-2109 и, соответственно, делать для них 300 комплектов. Далее, на этой платформе, создавать специальные автомобили: пожарные, "скорую помощь", технического назначения с подъемником и выдвижной лестницей.

Так что, в компании "ВИС" выпуск пикапов, как одно из направлений деятельности, предполагается развивать и дальше, но только уже на основе одного базового автомобиля. Такой принцип позволит расширять гамму надстроек, в том числе изотермических. Кстати, последние получили довольно динамичное развитие и как результат - особый покупательский спрос, достигающий временами ажиотажного уровня.

Вадим Громов, журнал "ДЕЛО", N37, 22 октября 2002

 
www.vaz.ru