“АВТОВАЗ” пошел в народ.


         В первых числах сентября прямо по летному полю старого аэродрома на окраине Казани, предназначенного для небольших самолетов, сновали вазовские малолитражки “последнего призыва”. Были здесь и серийные автомобили - “ВАЗ-2111” с кузовом “универсал” и характерными направляющими на крыше для установки багажника, “Лада-115” с закругленными узкими блок-фарами, так заметно отличающими ее от базовой “099-й” модели, популярная 5-дверная “Нива”, модификация 3-дверной “Нивы” - “Фора” и снегоболотоход “Марш” на огромных колесах производства ПСА “Бронто”... На фоне изредка взлетающих и приземляющихся железных птиц можно было увидеть и ближайшую перспективу  “АВТОВАЗа” - стоящий на пороге серийного производства “ВАЗ-2112” и “ВАЗ-21109”, больше известный как лимузин “Консул”. Разряд “оригинальные разработки” представляла “Ока-кабриолет”.
         Катание на автомобилях входило в программу выставки вазовской продукции, разместившейся на площадке перед зданием аэровокзала. Потенциальные покупатели допускались к рулю - “не кота в мешке предлагаем”.
         Организовала выставку при поддержке правительства Татарстана тольяттинская научно-производственная фирма “Спецавто”, представлявшая интересы “АВТОВАЗа”. Кстати, “Ока” со съемным верхом была разработана и изготовлена здесь.
         - Мы не случайно привезли столько новых машин в Казань, - говорит ответственный за проведение выставки инженер “Спецавто” Александр Максимов. - С одной стороны, это как бы глубинка России - рядом Урал, Пермь, не так уж далеко наши северные регионы. С другой, это нефтедобывающая республика, с достаточно высоким уровнем жизни, а значит и спросом на автомобили.
         И ведь не обманулись организаторы. Даже дорогому лимузину оказалось достаточно желающих отдать свою “руку и сердце”. Жаль, белоснежный красавец не успел к свиданию с Казанью получить сертификат на право продажи. А вот 4-местный пикап на базе 5-дверной “Нивы” устоял под градом предложений только из-за отсутствия ПТС.
         Зато довольно быстро ушли “пятнадцатая” и “Нива”-ВАЗ-2131. Последняя была оснащена гидроусилителем руля и это оказалось приятным сюрпризом для посетителей выставки. “Думал, не очень-то поворотливая, маневренная эта большая машина, но куда там, - говорил о “тридцать первой” один из предпринимателей. - Решил взять для жены, она часто ездит одна, а на “Ниве” с легким рулем я буду за нее спокойнее”.
         Едва ли не сразу же по возвращении домой устроителей выставки ждал факс - деловые люди Татарстана приглашали обсудить коммерческое предложение о поставке в республику 50 пикапов с дизелем “Пежо”. Оснащение таким мотором производится в “Спецавто”; как это делается, демонстрировалось на выставке в Казани, и вот, пожалуйста, результат. А если еще учесть, сколько было расспросов о конструкции вазовских машин, ценах на них, о том, где лучше взять и когда, о самом ВАЗе, можно утверждать, что казанский дебют себя оправдал. Не зря в этом году в опытно - промышленном производстве (ОПП) “АВТОВАЗа”, на планерках которого регулярно присутствует главный инженер “Спецавто” Сергей Никифоров, решено не ждать, пока к тебе придет покупатель, а идти ему на встречу. Машины на автовозы - и вперед, хоть в самую глубинку.
         Но если бы все зависело только от “АВТОВАЗа”! Казанской выставке предшествовал летний показ восьми автомобилей в селе Кошки Самарской области, в 170 км от Тольятти. Специально был выбран один из самых экономически благополучных районов области  (в свое время над ним много лет шефствовал Волжский автозавод, а директор ОПП Сергей Перевезенцев был руководителем и душой этого шефства со стороны парткома, в районе его знал, наверное, каждый второй).
         И что же? Встреча старых друзей (на этот раз Перевезенцев тоже участвовал в демонстрации техники, организованной совместно ОПП и “Спецавто”) была теплой, но не очень веселой. Что сельчане получают скромную зарплату, на Вазе знали, но что 70%  ее выдают продуктами, услышали впервые. Поэтому в большом кабинете начальника сельхозуправления Масхута Киямова, куда набились приглашенные со всего района руководители хозяйств и фермеры, разговор преимущественно шел о бартере (автомобили за продукты), на что Перевезенцев устало, хотя и с улыбкой, возражал: “Ну я же вашу отличную гречку в бензобак не засыплю”. Впрочем, кто-то порешительнее согласен был и на 6-месячную рассрочку.
         А тут еще директор комбикормового завода Андерзян Хамидулин предложил охраняемую “точку” на своей территории для размещения 4-5 вазовских автомобилей. “Ко мне не только из соседних областей - республик за комбикормом приезжают! Так что это будет постоянно действующая выставка”. Масхут Киямов дал указание своему специалисту по маркетингу (есть в райцентрах теперь и такие!) собрать со всех председателей заявки: на каких условиях и какой марки (речь преимущественно шла о пикапах) они хотели бы взять машину. Перспектива взаимовыгодного сотрудничества вроде бы просматривалась.
         - Просматривалась, - вздыхает спустя 2,5 месяца после той поездки в Кошки Сергей Никифоров. - После 17 августа нарушились критерии обмена между производителями. Мы, у себя в фирме, даже не знаем, почем автомобили продавать. Автомобильный рынок сломан, да и кошкинцев, судя по поступившим заявкам, больше устраивает все-таки бартер. Пока наше сотрудничество зависло, но я надеюсь, что только пока.


Владимир Бунас,
пресс-центр АО “АВТОВАЗ”