“АВТОВАЗ”
пошел в народ.
В первых числах сентября прямо по летному полю старого аэродрома на окраине
Казани, предназначенного для небольших самолетов, сновали вазовские малолитражки
“последнего призыва”. Были здесь и серийные автомобили - “ВАЗ-2111” с кузовом
“универсал” и характерными направляющими на крыше для установки багажника,
“Лада-115” с закругленными узкими блок-фарами, так заметно отличающими
ее от базовой “099-й” модели, популярная 5-дверная “Нива”, модификация
3-дверной “Нивы” - “Фора” и снегоболотоход “Марш” на огромных колесах производства
ПСА “Бронто”... На фоне изредка взлетающих и приземляющихся железных птиц
можно было увидеть и ближайшую перспективу “АВТОВАЗа” - стоящий на
пороге серийного производства “ВАЗ-2112” и “ВАЗ-21109”, больше известный
как лимузин “Консул”. Разряд “оригинальные разработки” представляла “Ока-кабриолет”.
Катание на автомобилях входило в программу выставки вазовской продукции,
разместившейся на площадке перед зданием аэровокзала. Потенциальные покупатели
допускались к рулю - “не кота в мешке предлагаем”.
Организовала выставку при поддержке правительства Татарстана тольяттинская
научно-производственная фирма “Спецавто”, представлявшая интересы “АВТОВАЗа”.
Кстати, “Ока” со съемным верхом была разработана и изготовлена здесь.
- Мы не случайно привезли столько новых машин в Казань, - говорит ответственный
за проведение выставки инженер “Спецавто” Александр Максимов. - С одной
стороны, это как бы глубинка России - рядом Урал, Пермь, не так уж далеко
наши северные регионы. С другой, это нефтедобывающая республика, с достаточно
высоким уровнем жизни, а значит и спросом на автомобили.
И ведь не обманулись организаторы. Даже дорогому лимузину оказалось достаточно
желающих отдать свою “руку и сердце”. Жаль, белоснежный красавец не успел
к свиданию с Казанью получить сертификат на право продажи. А вот 4-местный
пикап на базе 5-дверной “Нивы” устоял под градом предложений только из-за
отсутствия ПТС.
Зато довольно быстро ушли “пятнадцатая” и “Нива”-ВАЗ-2131. Последняя была
оснащена гидроусилителем руля и это оказалось приятным сюрпризом для посетителей
выставки. “Думал, не очень-то поворотливая, маневренная эта большая машина,
но куда там, - говорил о “тридцать первой” один из предпринимателей. -
Решил взять для жены, она часто ездит одна, а на “Ниве” с легким рулем
я буду за нее спокойнее”.
Едва ли не сразу же по возвращении домой устроителей выставки ждал факс
- деловые люди Татарстана приглашали обсудить коммерческое предложение
о поставке в республику 50 пикапов с дизелем “Пежо”. Оснащение таким мотором
производится в “Спецавто”; как это делается, демонстрировалось на выставке
в Казани, и вот, пожалуйста, результат. А если еще учесть, сколько было
расспросов о конструкции вазовских машин, ценах на них, о том, где лучше
взять и когда, о самом ВАЗе, можно утверждать, что казанский дебют себя
оправдал. Не зря в этом году в опытно - промышленном производстве (ОПП)
“АВТОВАЗа”, на планерках которого регулярно присутствует главный инженер
“Спецавто” Сергей Никифоров, решено не ждать, пока к тебе придет покупатель,
а идти ему на встречу. Машины на автовозы - и вперед, хоть в самую глубинку.
Но если бы все зависело только от “АВТОВАЗа”! Казанской выставке предшествовал
летний показ восьми автомобилей в селе Кошки Самарской области, в 170 км
от Тольятти. Специально был выбран один из самых экономически благополучных
районов области (в свое время над ним много лет шефствовал Волжский
автозавод, а директор ОПП Сергей Перевезенцев был руководителем и душой
этого шефства со стороны парткома, в районе его знал, наверное, каждый
второй).
И что же? Встреча старых друзей (на этот раз Перевезенцев тоже участвовал
в демонстрации техники, организованной совместно ОПП и “Спецавто”) была
теплой, но не очень веселой. Что сельчане получают скромную зарплату, на
Вазе знали, но что 70% ее выдают продуктами, услышали впервые. Поэтому
в большом кабинете начальника сельхозуправления Масхута Киямова, куда набились
приглашенные со всего района руководители хозяйств и фермеры, разговор
преимущественно шел о бартере (автомобили за продукты), на что Перевезенцев
устало, хотя и с улыбкой, возражал: “Ну я же вашу отличную гречку в бензобак
не засыплю”. Впрочем, кто-то порешительнее согласен был и на 6-месячную
рассрочку.
А тут еще директор комбикормового завода Андерзян Хамидулин предложил охраняемую
“точку” на своей территории для размещения 4-5 вазовских автомобилей. “Ко
мне не только из соседних областей - республик за комбикормом приезжают!
Так что это будет постоянно действующая выставка”. Масхут Киямов дал указание
своему специалисту по маркетингу (есть в райцентрах теперь и такие!) собрать
со всех председателей заявки: на каких условиях и какой марки (речь преимущественно
шла о пикапах) они хотели бы взять машину. Перспектива взаимовыгодного
сотрудничества вроде бы просматривалась.
- Просматривалась, - вздыхает спустя 2,5 месяца после той поездки в Кошки
Сергей Никифоров. - После 17 августа нарушились критерии обмена между производителями.
Мы, у себя в фирме, даже не знаем, почем автомобили продавать. Автомобильный
рынок сломан, да и кошкинцев, судя по поступившим заявкам, больше устраивает
все-таки бартер. Пока наше сотрудничество зависло, но я надеюсь, что только
пока.
Владимир Бунас,
пресс-центр АО “АВТОВАЗ”