Новые экономические условия требуют перемен

        Разговоры о реформировании производственно-хозяйственной системы управления акционерного общества "АВТОВАЗ" идут уже достаточно давно. Сейчас на АВТОВАЗе началась серьезная работа в этом направлении. Что планируется сделать, какой будет новая структура акционерного общества, какие перемены ждут коллектив - об этом и многом другом наши читатели узнают из серии публикаций, подготовленных в результате встреч вашего корреспондента с первыми руководителями АО "АВТОВАЗ". Сегодняшний материал - это выступление президента АО "АВТОВАЗ" А.В. Николаева перед представителями вазовских СМИ.
        - Вопрос необходимости реструктуризации системы управления АВТОВАЗом уже давно включен в наши планы. Дело в том, что сегодняшняя схема управления и организации производства уже выработала себя и ее пора менять, учитывая те требования, которые предъявляются к автомобилестроительным компаниям во всем мире. Прежде чем я расскажу о планах по изменению структуры управления АВТОВАЗом, хочу немного остановиться на роли нашего акционерного общества на рынке отечественного автомобилестроения. Доля АВТОВАЗа в общем объеме продаж легковых автомобилей в России составляет 50 процентов. Эта цифра говорит сама за себя. За 10 месяцев нынешнего 1998 года продано 500 тысяч автомобилей. Уже затребована ноябрьская продукция, и она будет реализована. Все это служит подтверждением, что автомобили марки "ВАЗ" по-прежнему пользуются популярностью у россиян. АВТОВАЗ активно участвует в работе международных автосалонов, вызывая большой интерес к представляемой им продукции и получая высокие оценки новых разработок со стороны зарубежных специалистов. Одно из последних достижений — это выставленный на Парижском автосалоне концепт-кар "Рапан", который наглядно подтвердил высокий творческий потенциал вазовцев. Еще одна победа была достигнута нами в представительном конкурсе "Народная марка", проводимом под патронажем правительства Москвы. Практически единогласно автомобиль марки "ВАЗ" был назван лучшим среди участников конкурса...
        Несмотря на имеющийся большой потенциал АВТОВАЗа, существуют серьезные проблемы — остается задолженность по расчетам с контрагентами, по налогам. Из-за сверхвысокой централизации системы управления производством есть недостатки в области материально-технического обеспечения, особенно в части качественных параметров поставляемых сырья, материалов и комплектующих. Необходима модернизация существующих форм планирования и учета, которые пока не позволяют проводить эффективный управленческий анализ. Есть проблемы в области управления финансовой и инвестиционной деятельностью компании. Структура дочерних предприятий создавалась в результате приватизации производственного объединения "АВТОВАЗ" и не является результатом единого стратегического подхода к созданию корпоративного капитала. Существующая система сбыта и продвижения продукции на рынке не в полной мере соответствует задачам сохранения лидирующего положения АВТОВАЗа.
        В настоящее время руководством АВТОВАЗа разрабатывается программа по радикальному реформированию производственно-хозяйственной деятельности и финансовому оздоровлению компании. Консультационно-методическую поддержку осуществляет ведущая московская фирма "Юникон". Одним из основных принципов работы по реформированию АО “АВТОВАЗ” является поэтапность всех проводимых преобразований. В этот процесс вовлечено порядка двухсот руководителей разных уровней. Созданы специальная комиссия во главе с первым вице-президентом Н.В. Ляченковым и рабочие группы. Реформирование будет носить перманентный характер. Его первый этап планируется закончить к июню 1999 года.
        Вся эта работа строится на основании решения общего собрания акционеров АО "АВТОВАЗ' и совета директоров. Основной ее целью является создание рыночно-ориентированного холдинга, обеспечивающего эффективное управление всеми аспектами производственно-хозяйственной деятельности, концентрацию и привлечение ресурсов для осуществления долгосрочных вложений в разработку и подготовку новых видов продукции, развитие производственного комплекса, сбытовой сети, социальной сферы. Исходя из главной стратегической цели вырабатываются принципы формирования структуры и система управления холдингом. О некоторых принципах скажу отдельно. Это разграничение уровней управления на стратегический и оперативный. Четкое разграничение сферы управления производством, инвестициями, экономикой и финансами между материнской и дочерними компаниями и внутри холдинга. Другое направление — создание в структуре холдинга корпоративного центра, осуществляющего функции стратегического управления. Следующее—организация управления совокупным капиталом бизнес-единиц, т.е. заводов, филиалов и дочерних акционерных обществ, составляющих холдинг. Это обеспечит управление финансовыми потоками холдинга из одного корпоративного центра, осуществление единой финансовой политики. Помимо этого, необходимо формирование единых принципов корпоративной культуры и командного духа в соответствии с требованиями и стратегией холдинга.
        Определены основные цели реформирования. Холдинговая структура является оптимальной организационной формой для обеспечения эффективного управления и повышения экономической мотивации бизнес-единиц, входящих в холдинг, для лучшего финансового планирования, повышения устойчивости бизнеса и управления рисками. Надо сказать, что большинство крупных корпораций, включая автомобильные, построены именно на принципах холдинга.
         Реформированию подвергнется система управления производствами. Им будет передано большинство функций оперативного управления. Это значительно повысит ответственность директоров производств за выполнение программы и соблюдение установленных параметров качества. Будут созданы механизмы экономической мотивации в подразделениях. Новая организационная структура должна обеспечивать стабильное и четкое взаимодействие всех подразделений. Мы планируем поэтапный переход к формированию производственных структурных единиц, готовой продукцией которых будут являться технологически законченные узлы, агрегаты или автомобили. В идеале должно быть две системы — сборочных заводов и заводов, специализирующихся на производстве отдельных узлов.
         В задачи реформирования входят формирование мощной финансовой службы, создание эффективной системы сбыта, оперативно реагирующей на изменения рыночной ситуации. Организация реально работающей холдинговой структуры предусматривает пересмотр состава дочерних компаний АВТОВАЗа. Будут проведены мероприятия по реструктуризации и выделению в отдельные производства мощностей, избыточных для холдинга, которые должны функционировать как самостоятельные бизнес-единицы.
         Называя основные цели и направления работы по реформированию производственно-хозяйственной деятельности, мы отчетливо осознаем значительность предсто-ящих преобразований не только для компании, но и для Самарской области и особенно для Тольятти, для которого завод создал и обязан сохранить рабочие места. Мы также глубоко убеждены в том, что только абсолютно здоровый производственный организм способен к такому уникальному самообновлению, закладывая основы эффективного развития отечественного автомобилестроения в новых экономических условиях.


                    Елена ДЕМИНА,
                    газета "Волжский автостроитель",
                    пресс-центр АО "АВТОВАЗ".