Отгружено потребителям 740 526 автомобилей, что на 18 911 штук больше, чем предусматривалось взаимными обязательствами правления и коллектива работников акционерного общества. По сравнению с 1996 г. почти в два раза сократилась некомплектная сборка. Выпуск автомобилей по сравнению с 1996 г. с учетом дочерних предприятий увеличился на 9,48 %. Комиссия международного центра испытаний автомобильной техники ЮТАК, работавшая на ВАЗе, пришла к выводу, что действующая на заводе система обеспечения качества в основном соответствует международным стандартам ИСО-9000.
Правлению "АВТОВАЗа" удалось избежать массовых сокращений персонала, хотя для этого пришлось перевести часть ИТР и вспомогательных рабочих на 36-часовую рабочую неделю. Выполнены все обязательства по выделению субсидий на строительство жилья, застройщикам компенсировалась средняя стоимость инженерных сетей и плата за подключение к электросетям. Автозаводцев бесплатно доставляли на работу, им индексировали зарплату, если в Автозаводском районе возрастала стоимость потребительской корзины, они получали дотацию на питание в заводских столовых.
Высокая социальная защищенность автостроителей в основном сохранена и в коллективном договоре на 1998 г. Правда, нынешняя схема индексации будет действовать только до 1 января 1999 г. "АВТОВАЗ" берет на себя оплату 75 % стоимости проездных билетов в автобусах и троллейбусах, т.е. заводчанам билет обойдется в 10 рублей вместо сорока. На каждом обеде вазовец, купивший талон в столовую, сэкономит 4 рубля. Будут рассмотрены возможности расширения кооперативного строительства. Однако выполнить социальную часть колдоговора будет в нынешнем году как никогда трудно. В своем докладе представлявший на конференции администрацию АО вице-президент "АВТОВАЗа" Юрий Степанов назвал целый ряд условий, от которых зависят льготы автозаводцев. "В этом году нам необходимо изготовить 741,5 тысяч автомобилей, из них 213 тысяч с электронным впрыском. Выпустить 116 тысяч "десяток" (вместо 86 тысяч, запланированных вначале), при этом сократив материальные и трудовые затраты на их производство не менее, чем на 10 % от уровня декабря прошлого года. Продукцию требуется не только изготовить, но и реализовать со среднегодовой скидкой не более 14 % от отпускной цены (для сравнения: среднегодовая скидка в 1997 г. составила 15,9 %). Необходимо сократить внутренние непроизводительные потери не менее, чем на 50 млн. руб. Обеспечить вывод с производства 3200 человек, в том числе 2000 работников, достигших пенсионного возраста. В этом году признано необходимым увеличить примерно на 1 тысячу рублей цену на автомобиль и при этом сократить материальные затраты на производство не менее, чем на 3,5%, в том числе 2% за счет снижения цен на материалы и комплектующие. Согласитесь, что при повышении цен на автомобили заставить поставщиков снизить цены (в условиях реальной инфляции) на их продукцию - это очень сложная задача. Но без ее решения мы не получим планируемой прибыли и не сможем выполнить бездефицитный бюджет, который является базой коллективного договора".
А еще надо резко сократить дебиторскую задолженность и каждому подразделению
на 15 % уменьшить собственные расходы. А еще где-то у южных проходных
уже маячит призрак давно ожидаемого начала выплат задолженностей в бюджеты
всех уровней, Внешэкономбанку и Сбербанку, что осложняет ситуацию по сравнению
с прошлым годом. Чтобы справиться с валом проблем, потребуется полная отдача
от каждого рабочего, инженера, менеджера. Но если все они будут решены,
наверняка на следующей колдоговорной конференции вновь прозвучит обращение
к президенту "АВТОВАЗа" ходатайствовать о награждении отличившихся заводчан.
И уж на этот раз оно будет принято на "ура".