Акустический тюнинг.


Звучит солидно, но не очень понятно, верно? Если проще, то речь пойдет о шумоизоляции автомобилей. Она, впрочем, была всегда, но не такая, какой могла бы быть. И вот появилось нечто, (об этом я узнал на 1 научно-практической конференции АО "Автоцентр-Тольятти-ВАЗ"), что наверняка вызовет интерес автолюбителей.

Даже директор автоцентра не преминул воспользоваться этим новшеством

- На свою личную ,,Ниву"-212180 повышенной комфортности, изготовленную фирмой ,,Бронто", я решил "повесить" акустический тюнинг Что ни говори, шума в машине хватает, особенно если заменил простыв колеса на шипованные Разговаривать приходится напрягаясь, приемник или магнитофон слушаешь тоже не в очень комфортных шумовых условиях. Сделал. Теперь езжу на ,, Ниве" с акустическим тюнингом так же, как на серийном ВАЗ-2111.

Г-ну Прохорову С. П. - начальнику управления специальных испытаний ГенДР.

Позвольте от лица фирмы „АВЛ" и лично от г-на Брандля (начальника сегмента акустических исследований фирмы) сердечно поблагодарить вас и ваших сотрудников за успешное завершение работ по психоакустическому исследованию. Г-н Брандль особо отметил тщательность выполнения работ сотрудниками АвтоВАЗа, что было сопоставимо с аккуратностью экспертов Японии и выгодно отличало их от экспертов некоторых других стран.

Результаты исследования будут опубликованы в материалах майской 1998 года конференции в Японии, где участие АВТОВАЗа в исследовании будет обязательно упомянуто. Мы будем рады прислать вам материалы конференции после их опубликования.

Таким образом, упомянутое исследование считается официально завершенным и принятым.

Вот такой факс недавно поступил из московского представительства фирмы ,,АВЛ" (Австрия и Германия), которая организовала исследование акустических свойств европейских, американских и японских автомобилей. Вместе с японцами, корейцами, европейцами, северными и южными американцами в работе принимала участие российская сторона в лице отдела исследования шума и виброкомфорта автомобилей управления специальных испытаний ГенДР. Его начальник Михаил ФЕСИНА поделился:

- Было две группы экспертов до 30 и после 30 лет. Дело в том, что барабанная перепонка уха с возрастом адаптируется и по-другому воспринимает шумы. Задачей тестирования являлось не только общее снижение шумов автомобиля, но и возможность сделать этот шум... приятным. Вы же замечали, что иногда даже какой-то слабый, но скрежещущий или позванивающий звук просто раздражает, а какой-то другой вид звука воспринимается как приятный. Окраску звука воспринимают разные люди (в зависимости от возраста, пола и даже от... национальности) по-разному.

Эта тема достойна отдельной публикации. А сегодня хотелось бы только сказать, что проблема шума автомобиля встает все больше и перед нами. Сам Михаил Фесина решением этой задачи занимается на ВАЗе уже 27 лет. В результате научных изысканий он "набрал" 137 российских патентов по различным способам уменьшения шума транспортных средств (и не только наземных).

В НТЦ отдел появился в 1991 году и стал заниматься двумя направлениями: снижением внешнего шума (для ВАЗа это главное - иначе автомобили не смогут продаваться за рубежом) и внутренним улучшением акустики. Так что мнение в этом вопросе у начальника отдела сверхавторитетное.

Уже возникла необходимость

- Не заниматься этим сегодня никак нельзя, - считает М. Фесина. - В конце концов, сравнительные шумовые показатели вазовских и импортных автомобилей это явно доказывают. Нельзя же снижать

Возьмем автомобиль последнего поколения - "десятку". Значения уровней внутреннего шума вроде бы вполне соответствуют требованиям отечественных ГОСТов. И было бы вполне терпимо, если бы не обходная технология сборки, если бы выполнялись все требования по шумоизоляции, если бы... В общем, резервы большие. При этом вес всего набора шумопоглощения не должен превышать 28 килограммов У "девятки" он поменьше - 26,2 килограмма. ВАЗ-2109 сборки „Валмет" на своем борту имеет уже 35 килограммов шумопоглощающих и вибродемпфирующих материалов. А на иномарках аналогах, которые есть, скажем, в НТЦ, этот вес колеблется от 21,5 до 27 килограммов. То есть у „девятки" это где-то на уровне, а у „Десятки" вес набора составляет всего 17,5 килограмма. "Недобор" происходит из-за неустановки деталей шумопоглащения согласно технической документации, сборки по обходным технологиям, и обходных (не тех) материалов и т.д.

Единственный российский поставщик монополист из Балаково вот уже тридцать лет поставляет всего два вида материалов на битумной основе. На зарубежных автозаводах применяется много материалов, которые различаются по пористости, плотности, весу, эффективности.

Какие же пути совершенствования могут быть в наших условиях? Это защита наиболее шумоактивных вибрирующих частей кузова: щитка передка, переднего пола, арки колес. Это поглощающие облицовки под крышей и полкой багажника, стоек, обивки дверей и капота.

То есть сама жизнь заставляет нас сегодня повернуться лицом к данной проблеме. А вот решать ее предстоит автозаводу в целом и каждому автолюбителю в отдельности. Насчет первого сложнее, а насчет „каждого в отдельности", как выяснилось, очень даже просто.

„Текникал консалтинг" в Тольятти.

Директор этой компании Алексей Матяев рассказал, что два года назад два шведских акустика, шведский коммерсант и российские предприниматели решили заполнить брешь в области акустики автомобилей.

- Мне несколько лет назад пришлось продавать и обслуживать шведские "СААБы", - делится он. Акустическая защита, оказалось, там несколько иная. Наших традиционных материалов ужа давно никто не применяет. Вазовцы, правда, вынуждены из-за экономической ситуации мириться, т. к. балаковские материалы в 2,5-3 раза дешевле. Машины-то покупают и не больно кто над этим всерьез задумывается. Объективная реальность диктует и политику Но. . вы попробуйте сесть в бесшумную машину. Вам обязательно захочется того же!

Специалисты фирмы перебрали много поставщиков, подобрали материалы для российского автостроения. Их оказалось порядка... трехсот) выбрали из этой гаммы то, что показалось самым - самым. Применили. Скажем, ,,Нива"- 21214 поставляется за рубеж с накладками на капоте и на брызговике двигателя производства этой фирмы.

Учитывая то, что материалы производителей Швеции, Франции, Италии, США резать довольно сложно, здесь разработали комплекты "Noisebuster". Это наборы готовых самоклеющихся деталей из различных материалов для установки на капот, потолок, двери, багажник, пол и тоннель, щиток передка и арки колес автомобиля.

Для любителей чистой музыки был специально разработан комплект „Аудио" из пенистых материалов. А модернизация комплектов идет постоянно с тенденцией постепенного снижения стоимости материалов и услуг.

Читателей, конечно же, интересует, что, где и почем. Прежде всего назовем участок новой техники АО ,,Автоцентр - Тольятти - ВАЗ", что в районе Восточного кольца, сравнительно недорого и квалифицированно вы получите здесь эту услугу. Впрочем, акустический тюнинг пытаются делать в Тольятти уже в некоторых точках по установке автосигнализации. Стоит это удовольствие от двух с половиной тысяч рублей. „Девяносто девятую" модель „оденут" за два часа, „десятку" - за восемь, другие модели - в зависимости от ряда условий. Лучше шумопоглощение делать на новой машине, но можно и на бэушной, предварительно хорошо обезжирив поверхность уайт-спиритом.

Вместо заключения.

Слова - это одно, а личные ощущения - другое. Нужно было проверить убедительность или неубедительность слов специалистов. Спустились мы на производственную площадку спецавтоцентра, где стояли "девяносто девятая" и "десяточка" с акустическим тюнингом. Сажусь в одну машину. Двигатель заводится, но его шума практически не слышно. Разговариваем, как в комнате. Комфортно!

Затем сажусь в салон другого автомобиля. Здесь при работающем двигателе из колонок льется музыка. Ничто не мешает ее слушать. Да..!



Виктор БОРМОТОВ.

Зам. главного редактора газеты "Волжский автостроитель"

Информация представлена пресс-центром АО "АВТОВАЗ"