Все мы в одной лодке.


Как-то в конце одного заседания председательствующий спросил:

- Вопросы еще есть?

- Есть, -ответил кто-то. - А что такое дивиденды?

Шутливо спросил. С намеком. Но ответа не последовало. Да и какие могут быть дивиденды? С долгами перед государством расплачиваться надо. А мне подумалось, что, кроме этого, есть ведь еще одна причина, которая отдаляет нас от получения дивидендов: возросли расходы, причем значительно возросли, на гарантийный ремонт автомобилей. В чем причина? Конечно, в качестве. Вот об этом и пришел я поговорить с директором по качеству АО "АВТОВАЗ"  Валерием Яковлевичем КОКОТОВЫМ.

- Статистика показывает, что качество у нас на заводе стало снижаться с 1991 года, - говорит он. - Началась перестройка в стране, сами это знаете. Появились трудности у заводов-смежников, а значит, и у нас. И самое главное - начала меняться психология. Главное было - выпускать штуки. Мы с этой задачей, как вам известно, справились, производительность повысилась, даже стала выше дореформенной. И вот наконец главной задачей становится для нас выпуск качественных автомобилей. Сейчас уже все поняли, что... Процитирую строчку из стихотворения: "На фига количество, если нету качества".

- Что же делается на заводе для его повышения?

- Работа ведется по многим направлениям. Продолжаем во всех производствах совершенствовать систему качества, готовимся к сертификации системы на соответствие стандартам ИСО-9000. Это принципиально важно для завода. Все автомобильные фирмы имеют такой сертификат, то есть они гарантируют потребителю качество своей продукции. Если мы получим сертификат, то это как бы выведет нас на один уровень с автомобильными фирмами Европы.

Подготовка к сертификации позволяет тщательно наводить порядок во всех подразделениях и во всех без исключения сферах деятельности. Аудиторы ЮТАК не только будут вникать, как организован производственный процесс, но и в столовые зайдут, проверят качество пищи. Даже посмотрят, есть ли туалетная бумага в туалете. Ведь это влияет на настроение работников, на их отношение к труду.

- Известно, что аудиторы ЮТАК приедут на завод уже в июне. И прежде всего проведут предварительный аудит а подразделениях - департаментах развития, по персоналу. экономики и финансов, маркетинга и торговли, дирекции по техническому обслуживанию. Почему выбраны эти подразделения?

- Качество - это концентрированный показатель работы акционерного общества. Прежде всего оно закладывается в наших так называемых "мозговых центрах" завода. Взять ГенДР. Там прежде всего должны качественно разработать проект нового автомобиля, учитывая запросы потребителей и развитие мирового автомобилестроения, качественно спроектировать, качественно испытать, качественно подготовить документацию и так далее. Департамент по персоналу должен постоянно заботиться о квалификации наших работников. На "Рено", например, каждому работающему отводится 8 часов в год на обучение. Это же очень большая цифра. И они не жалеют денег на обучение, потому что главный капитал - это знания. Затем департамент экономики и финансов. Он должен показать аудиторам, насколько приоритетной задачей является повышение качества. Ведь нужно обновлять оборудование, инструмент, "расшивать узкие места"... Четвертое подразделение, которое прежде всего должно сертифицироваться, - это дирекции по маркетингу, торговлей техническому обслуживанию. Это как раз те службы, которые непосредственно контактируют с нашими потребителями.

Президент подписал приказ, что все узлы, детали, которые выходят из строя в гарантийный период, должны возвращаться авторам брака - поставщикам.

- В натуральном, так сказать, виде?

- Да, и если претензии объективные, то ими оплачиваются все расходы на ремонт и запчасти.

- А если некоторое количество деталей только на бумаге?

- Это означает, что станция техобслуживания некачественно сработала. Но причин много: где-то нет надлежащей диагностики, квалификации, требовательности... Сейчас идет проверка всех цифр, их достоверности и полноты, скоро мы узнаем, почему выросли затраты на гарантийный ремонт.

Конечно, недостатков и в основном производстве хватает. Вот на недавнем совещании по качеству, которое проводил Николаев, пришлось наказать снабженцев СКП за неправильную поставку комплектующих, а ремонтников МСП за то, что плохо работают моечные машины: оставшаяся на двигателях грязь, естественно влияет на качество, продолжительность работы. А вообще на совещаниях у президента рассматривается много ключевых вопросов, и разговор почти всегда идет бескомпромиссный. Иначе и быть не может. Конкурентов у нас в России прибавляется. Если мы не повысим качество, заводу будет еще труднее.

- Известно, что 70 процентов качества АВТОВАЗ покупает. Какая работа в этом плане ведется на заводах - поставщиках?

- Сейчас и они задумались о качестве. Коммерческая дирекция ужесточила требования, повысила материальную ответственность за поставку, некачественной продукции. Сначала это вызвало у некоторых шок, но потом они поняли, что мы в одной лодке, что претензии обоснованные.

До последнего времени ведь была еще в действии инструкция, согласно которой дела с поставкой деталей считаются удовлетворительными, если брак не превышает одного процента. Казалось бы, что там один процент - это ерунда. Но мы взглянули на эту цифру по-другому. В нашем автомобиле 4500 комплектующих и деталей. Получается, что допустимо 45 деталей бракованных. Но если вы сядете на автомобиль с 45 неисправностями, конечно, вам это не понравится. Нужно приближаться к мировым нормам: 50 штук бракованных изделий на миллион. Поймать их методом привычных проверок невозможно.

- А какой выход?

-Очень простой. Только сам рабочий может выловить брак и не поставить такую деталь в автомобиль.

- То есть должна повышаться роль именно рабочих?

- Да. И соответственно квалификация должна повыситься. Но об учебе мы уже говорили. Хочется еще добавить: возрождение России будет происходить только через знания, через повышение качества и культуры во всех ее проявлениях, через, культуру производства, культуру взаимоотношений...

- Я знаю, что к изучению и решению проблем качества на ВАЗ привлекается много ученых. Например, из Поволжской инженерной академии, Нижегородского сертификационно - методического центра "Приоритет".. Неужели а заводские проблемы качества они могут вникнуть глубже, чем ваши специалисты? Да заплатите вы им половину затраченных денег, и они ночей не будут спать, а эффекта будет больше. Или я не прав?

- Конечно, не правы. Наши специалисты заняты в основном текущей кропотливой работой. А ученые вооружены знаниями о решении проблемы качества в мире. Совместная работа наших специалистов и ученых позволяет соединить теорию с практикой и находить оригинальные решения, которые позволяют улучшить систему качества,

- А какую роль вы отводите молодым?

- Это вопрос, без которого наш разговор был бы неполновесным. Ведь в области управления произошла революция. И прежде всего она обусловлена компьютерной техникой и коммуникациями связи. А это скорость прохождения информации и ее обработки. Понятно, что некоторым представителям старшего поколения трудно глубоко постичь современную технику. Мы сейчас постоянно ищем молодых, которые, как говорится, на "ты" с ЭВМ. Вот недавно приняли молодых специалистов в новый аналитический отдел, которые, используя методы математической статистики, проведут глубокий анализ качества выпускаемых автомобилей. Они проводят всю компьютерную обработку результатов испытаний, строят графики, передают информацию, получают ответ, составляют программы, а потом популяризируют информацию через WEB-страницы в системе Интернет и т.д. и т.п. Молодежь горит, работает! Когда я слышу брюзжание, что молодежь пошла не та... Это далеко от истины. Ребята и на компьютерах работают, и на английском говорят, и по Интернету забираются в американскую библиотеку, оттуда "качают" знания - вот она, молодежь!

Но, с другой стороны, нельзя доходить до крайности. Утрируя, можно сказать так: всё - молодежи, стариков - долой! Должны быть соблюдены пропорции. Гиппократ говорил, что все болезни от диспропорции. Так и среди руководства, инженеров эти возрастные пропорции должны быть соблюдены. Должны быть такие люди, как восьмидесятилетний Поляков, который говорит современными терминами и ясно мыслит; должны быть энергичные и достаточно грамотные, смелые люди среднего возраста, менеджеры, которые принимают решения; должны быть и молодые горящие люди.

Это же как в семье: есть бабушка, дедушка, папа, мама, дети и внуки - гармония! Это самой природой так сделано, и нарушение в ту или иную сторону нежелательно.

- Есть в дирекции по качеству такая гармония?

- Пока еще нет. У нас достаточно пожилой контингент. Поэтому в связи с новыми задачами продолжаем его менять.

Сегодня мы из контролеров превращаемся в аудиторов, штаб генерального директора по выполнению комплексных задач повышения качества автомобилей АВТОВАЗа.



Беседовал Виктор БОРМОТОВ,
Информация представлена пресс-центром АО "АВТОВАЗ"