Несколько ответов
на актуальные вопросы дает первый
вице-президент АО "АВТОВАЗ" Николай Ляченков.


- Николай Васильевич, пожалуй, самыми злободневными для вазовцев в последнее время стали вопросы по выплате заработной платы. Речь идет и о ее задержках, и о невыплате аванса. Что по этому поводу вы могли бы сказать?

- Что касается заработной платы, то мы ее за февраль выплатили полностью, хотя и не без трудностей. Зарплата за март будет выплачена в апреле, но без выдачи аванса.

Задержка происходит действительно по причине достаточно сложного финансового положения на ВАЗе, которое сложилось в первом квартале этого года из-за резкого падения продаж автомобилей на рынках России. К слову, январь и февраль ежегодно отмечались спадом продаж. В этом году эта пассивная позиция рынка, к сожалению, продолжилась и в марте. Объективность этой причины заключается в том, что на 14 процентов была повышена ставка рефинансирования Центробанка России. В результате начало года с точки зрения продаж оказалось очень вялым, т. к. наши дилеры-оптовики, которые покупают крупные партии автомобилей, должны были брать кредиты для осуществления этих закупок с повышенным процентом кредитования.

Вторая причина - деноминация, когда люди, опасаясь, что она может существенно повлиять на их денежное положение, постарались в четвертом квартале прошлого года "сбросить" большую часть денег.

Третья причина тоже достаточно понятна для финансистов - это изменение условий выдачи кредитов, которые определены Центробанком России для всех коммерческих и некоммерческих банков. При введении этой новой инструкции возможности всех банков по выдаче кредитов резко сократились.

Вот наложение этих трех основных причин и повлияло на активность рынка. Кстати, это понижение активности рынка сказалось не только на продаже автомобилей, но и на всех товарах неповседневного спроса. Естественно, все это сказалось и на выплате заработной платы.

- На протяжении последнего года довольно-таки сильно критикуется организация торговли на внутреннем и внешнем рынках. Какие меры принимаются для ее совершенствования?

- Сегодня мы уже практически реализуем программу товаропроводящей программы АвтоВАЗа. Эта система должна изменить в корне положение по продаже автомобилей. Суть ее заключается в том, что во многих регионах России (в крупных областных и республиканских центрах) создаются управления торговли по продаже вазовских автомобилей. Это наши подразделения дирекции по маркетингу и торговле. Эти региональные управления торговли формируют вокруг себя собственные сети. Сегодня уже работают несколько таких региональных центров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и Краснодаре. Короткое время работы этих центров уже показало их потенциальную эффективность. Если в январе, скажем, было продано всего лишь 400 автомобилей, в феврале эта цифра поднялась до семисот, а по итогам марта мы планируем получить цифру реализации через эти центры порядка пяти тысяч автомобилей.

Поэтому естественна та критика, которая шла по отношению к управлению торговли по продажам на внутренних рынках, да и на внешних тоже. Она имела под собой основание. Новая концепция же обязательно даст свой эффект.

- Есть ли новые подходы а работе со смежниками и что предпринимается в этом плане коммерческой дирекцией?

-Я бы не сказал, что у нас когда-нибудь были критические отношения с заводами-смежниками. Они нормальные, деловые и достаточно конструктивные. С другой стороны, эти отношения должны постоянно совершенствоваться.

В этой связи мы продолжаем реализовывать программу снижения цен на все комплектующие изделия и материалы, поставляемые на ВАЗ. Работа достаточно сложная, кропотливая, повседневная. Это не просто решение вопросов за столом переговоров, это, как правило, изменение организации производства на этих заводах, пересмотр их ценовой политики, технологии производства. Только после этого находятся некоторые пути снижения цен.

АВТОВАЗ в этом плане ведет достаточно терпеливую работу, понимая, что перекос цен шел на протяжении последних пяти - десяти лет; и сегодня выправить этот перекос одним каким-то приказом не удастся.

- Хотелось бы затронуть вопрос качества наших автомобилей в свете последних публикаций в журнале „За рулем".

- Мы достаточно подробно обсудили эти публикации. Каких-либо сенсаций в них нет, но они в большей мере рассчитаны не на обычных владельцев автомобилей, а на профессионалов, так как те данные, которые там приведены, обычный потребитель не может проанализировать. На испытания были даны автомобили, которые собраны по обходной технологии, и к нашему удовлетворению, те жесткие испытания, которым были подвергнуты наши автомобили редакцией журнала "3а рулем", показали довольно-таки хорошие результаты. Те отклонения, о которых написал журнал, они, по нашему мнению, могли быть гораздо хуже. Нам нужна объективная информация, и мы ее получили. А то, что автомобиль у них сразу не завелся, так это из-за того, что ему не была сделана предпродажная подготовка, что является грубейшим нарушением.



Виктор БОРМОТОВ.