Этот месяц оказался самым сложным за последние два года. Впервые за это время завод не смог выполнить программу по сборке автомобилей и по их реализации. Отсюда все те негативные явления, о которых все вы знаете. В первую очередь это проявляется в задержке выплаты заработной платы, в задержке выплат налогов во все уровни бюджетов, в пенсионный фонд. Что же произошло?
Причиной всего происходящего является резкое сокращение продаваемости автомобилей на внутреннем рынке. По сути дела, зимний период продаж автомобилей всегда был мертвым сезоном, но то, что происходит в этом году, совершенно не соответствует традиционной статистике, которая определяет сезонность продаж. Мы эту тенденцию обнаружили в конце января, и затем она подтвердилась в феврале. Стало ясно, что идет процесс изменения экономической ситуации в стране. Это сразу сказывается на поведении субъектов рынка.
Процессы, происходящие в экономике России, всем понятны, они напрямую коснулись и Волжского автомобильного завода. У народа нет денег, в том числе и на покупку автомобилей. Наши попытки снизить цену путем повышения скидок на отпускную цену завода результата не дали никакого.
Анализ показывает, что сегодняшняя ситуация касается не только продаж автомобилей, это касается продаж всех товаров длительного пользования неповседневного спроса. Это касается и продаж иномарок.
Непоступление денег от реализации повлекло невыплаты наших платежей заводам-поставщикам. В результате началась некомплектная сборка автомобилей. Я сказал о результатах мая, к этому надо дать небольшое уточнение. Автомобили были собраны, но некомплектно и до сего времени стоят на территории завода.
О задержке выплаты заработной платы. Я объяснил выше причину этого. Мы отстаем в ее выплате как по промышленной площадке, так и по непромперсоналу. Общее отставание составляет около 60 млн. рублей при общем фонде оплаты труда 287 млн. рублей. Мы планируем завершить выплату долга перед работающими до 12 июня, но при условии, если будет происходить хоть какое-то оживление рынка. Сейчас позитивные сдвиги есть, 2 - 3 июня продажи автомобилей во всех регионах России несколько оживились, но темпы этих продаж нас пока не устраивают. Мы не можем однозначно сказать, что сегодня или завтра будет достаточно средств от реализации для выплаты долга. Я этого гарантировать не могу.
Предвидя это, мы предприняли меры по развитию центров торговли автомобилями за пределами города Тольятти. У нас уже действует шесть крупнейших управлений торговли в крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре. В июне будут развернуты еще пять подобных центров. Все это делается для того, чтобы довести автомобиль до покупателя, минуя посредников. Надеемся, что это даст положительный результат. Это, безусловно, большой шаг по развитию торговли АВТОВАЗом. Однако эта программа не является результатом того кризисного периода, который мы ныне переживаем, задумана она намного раньше, кризис просто ускорил ее осуществление. Сейчас же она должна смягчить негативные факторы этого кризиса. Эта программа реализовывалась бы нами в любом случае, без всякой связи с какими-либо кризисными явлениями.
Многих интересует: почему мы не привлекаем кредитные ресурсы для осуществления необходимых и своевременных платежей? Из средств массовой информации все знают, что в конце мая была резко увеличена Центробанком России ставка рефинансирования и доведена до 150%. Она была увеличена практически в пять раз, и создалась ситуация, когда ни дилеры, ни мы как производители пользоваться кредитами не в состоянии. Ставка рефинансирования - это цена кредита, это проценты, которые необходимо выплатить за этот кредит. Брать такие кредиты под выплату заработной платы или на выплату налогов - задача нереальная и совершенно недопустимая. Пока ситуация на банковском рынке не изменится в лучшую сторону, кредиты нами браться не будут.
Что же предпринять в этой ситуации? Выход, по сути, один - сокращение производства продукции. Дальнейшее ее производство становится не просто невозможным, но и опасным. Автомобили - товар не штучный, требующий особых условий хранения. Невозможно его тиражировать в условиях, когда рынок его не воспринимает.
В эти дни руководство завода думает о том, как провести некоторое сокращение выпуска товарной продукции. Есть несколько вариантов, которые и просчитываются. Естественно, что сокращение производства - прямые убытки для завода. Ввиду того, что ситуация в экономике России постоянно меняется, и наше решение должно быть таким, чтобы и мы могли менять выпуск продукции в зависимости от этих изменений и в стране, и на рынке. Мы должны реагировать адекватно ситуации на рынке.
Сегодня нельзя поставить вопрос так: давайте выпускать только те модели наших автомобилей, которые являются наиболее продаваемыми, наиболее выгодными с точки зрения продажи. К сожалению, рынок не воспринимает сегодня никаких моделей. Все автомобили российского рынка имеют одинаковую тенденцию продаваемости - одинаково низкую. Мы не можем остановить какую-то одну нитку наших конвейеров. Если нам придется уменьшать производство, это будет делаться пропорционально по каждой сборочной линии.
После собрания акционеров АО "АВТОВАЗ" нами была продекларирована необходимость превращения нашего Общества в холдинговую структуру. Это решение никоим образом не связано с сегодняшней ситуацией. Это наша долгосрочная программа, которую мы реализуем на протяжении последних трех лет. Мы подошли к той черте, когда управление заводом становится чрезвычайно сложным. У нас имеется множество дочерних акционерных компаний и со стопроцентным капиталом, и с долевым участием, для управления ими выгодна другая форма управления. На создание такой формы управления нам и дало "добро" собрание акционеров.
Это не кампанейщина, а сложная аналитическая работа, к ней будут подключены крупнейшие экспертные структуры России, исследовательские центры, завершится она в конце этого года.
Все это я и хотел сообщить всем заводчанам, всем жителям Автозаводском района и города Тольятти.
- В последние дни в различных средствах массовой информации вновь прозвучало множество инсинуаций в адрес АО "АВТОВАЗ". Будут ли руководством Общества приниматься какие-либо меры по противодействию этому напору клеветы ?
- Нет и не может быть перед нами задачи борьбы со средствами массовой информации. Нельзя сказать, что все средства массовой информации одинаково понимают и освещают положение, которое сложилось на Волжском автозаводе. Через средства массовой информации, которые все-таки пытаются объективно разбираться в ситуации, мы будем отстаивать свое видение положения дел. К счастью, такие газеты, журналы, телевизионные каналы есть.
Согласиться с тем, что все о нас пишут только плохое, я не могу. Наша задача не в том, чтобы огрызаться на необъективных журналистов, а искать выход из той экономической ситуации, в которой все мы находимся.
- Руководством Общества рассматривался ли вопрос о выплате заработной платы какими-то фиксированными суммами. но всем? Есть ли для этого технические возможности ?
- Технической сложности в этом нет никакой. Просто и на фиксированный аванс нужны деньги. Дело в наличии этих средств, а других источников, кроме как продажа автомобилей, не существует. Надежда на кредиты - тупиковая позиция.
- Насколько реально ежедневно сообщать вазовцам о конкретных сроках выплаты заработной плату?
- Конкретные сроки можно называть тогда, когда есть конкретные сроки поступления средств на завод. Сейчас, когда на рынке нет никакой ясности, определенности, называть сроки - вводить людей в заблуждение. Как только объявили о повышении ставок рефинансирования, торговля остановилась на сто процентов. Никто больше не продал ни один автомобиль. С 26 мая по 30 мая ни один автомобиль продан не был. Все восприняли это известие как шок - и дилеры, и рядовые покупатели. Сегодня этот шок еще не прошел. Мы на него отреагировали повышением скидки на отпускаемые нами автомобили. Сегодня нами установлена скидка в 27 %, а под "живые" деньги - 30 %, это деньги, идущие на заработную плату. Тем не менее машины не продаются. Далее повышать скидку невозможно, это край. В этом случае отпускная цена становится ниже себестоимости продукции. Этого не должно быть и по законодательству Российской Федерации. Далее следовать может только одно - остановка производства... Поэтому зря называть какие-либо сроки - это только дезинформировать людей.
Все поступления средств на завод рассматриваются только мной и президентом Общества каждый день, все поступления (точнее 90 %) идут на заработную плату. Остальные идут на покрытие вопросов, которые не терпят отлагательства. Например, вывоз детей в пионерские лагеря. Им надо обеспечить нормальный отдых, минимально, но мы должны платить. Или закупка продуктов питания для столовых... Только на это выделяются деньги, остальное идет на выплату заработной платы.
- Если мы вас правильно поняли, то та кризисная ситуация с продажами автомобилей, которая наблюдается с января этого года. ускорила развитие программы региональных складов. Вопрос такой: в Самарской области продается абсолютное большинство созданных здесь автомобилей. Только в Тольятти более сотни фирм. занимающихся их продажами. Означает ли это, что фирмы, созданные в последнее время, обанкротятся? Или они каким-то образом договорятся с региональными дистрибьюторами о сотрудничестве? Какой будет их судьба, как они будут развиваться?
-Товаропроводящая система АВТОВАЗа должна быть сформирована из предприятий сети АвтоВАЗтехобслуживания и всех коммерческих фирм, которые на сегодняшний день торгуют автомобилями. Никому мы не отказывали и не откажем в заключении договоров дилерства или дистрибьюторства. В случае если они принимают условия АвтоВАЗа.
Что это за условия? Это стандарт дилера и стандарт дистрибьютора, документ, в котором расписано, что должен иметь тот или другой. Фирма, которая хочет стать дистрибьютором, должна иметь охраняемую площадку для приема автомобилей, салон для выставки и продажи, мощности по предпродажной подготовке, оборудованные кассы и лицензию на право торговли. Есть и другие требования. Их совокупность и является стандартом на дилерство или дистрибьюторство. Большинство фирм сейчас этой работой занимаются. То есть дали заявку, получили необходимый стандарт и приводят свое хозяйство в соответствие со стандартом. После пригласят нашу комиссию, которая их и аттестует, и выдаст им необходимый сертификат. После чего они включатся в программу продаж автомобилей в том объеме, в котором они способны продать. Большинство фирм, находящихся в Тольятти, продают их не в нашем городе. Они ведут перепродажу автомобилей. Им предложено рассредоточить свои торговые точки по регионам России, там, где они сейчас, по сути, и торгуют.
Поэтому говорить, что "АВТОВАЗ" обанкротит эти фирмы, - совершенный абсурд. Сегодня еще мало фирм, торгующих автомобилями.
Например, товаропроводящая сеть ФИАТА или Фольксвагена гораздо больше, чем у нас. Некоторые из дилеров будут продавать всего пять автомобилей в месяц, но максимально приближенно к покупателю. И это нормально, так должно быть. Автомобиль должен купить каждый желающий там, где он живет. Эта идея и заложена в идею нашей системы.
- В какой стадии осуществления находится эта программа ?
- В начальной стадии. Только в декабре-январе началась практическая работа по осуществлению этой программы. До этого создавалась нормативная база. Необходимо было расписать инструкции, Положения, типовые договоры и так далее...
Совсем непросто вывезти автомобили, например, в Екатеринбург. Надо решить вопросы с местными банками, отработать с ними систему кредитования дилеров. Надо отработать систему страхования, систему движения финансовых ресурсов, систему выписки документов, так называемый ПТС (паспорт технического средства)...
Это вопросы, которые и на бумаге-то долго писали, а на практике создавать еще сложнее. Но в шести регионах мы уже отрабатываем эту систему, не торопимся ее тиражировать. Всего должно быть открыто 18 региональных управлений. Создать их сразу - создать путаницу. При практической реализации многое выглядит иначе.
- Не секрет, что некоторые западные автомобильные компании уже сейчас скупают станции технического обслуживания в России. Знаете ли вы случаи или попытки купить станции технического обслуживания. принадлежащие Волжскому автозаводу, со стороны его конкурентов?
- Таких попыток не было. Точнее, попытки-то могли быть, но как говорится, a кто им даст? Мы свою систему продавать кому бы то ни было не собираемся.
Хотя есть регионы, например, на Дальнем Востоке, где наши станции есть, а автомобилей наших практически нет. Мы бы сами хотели продать их, но желающих нет.
- На акционерном собрании прозвучало, что выплаты долга АВТОВАЗа в федеральный бюджет, во внебюджетные фонды начнутся в июле. Почему именно в этом месяце?
- Мы планируем, что в июне будет нами закончена работа по реструктуризации нашего долга. И если документы, представленные нами правительству России, будут им утверждены, то со следующего месяца и начнется выплата долга..
Уже новое правительство выпустило новое постановление по этому вопросу, которое несколько меняет условия реструктуризации. Нам пришлось приводить Документы в соответствие с новыми требованиями... Срок начала выплаты долга будет зависеть от того - утвердит правительство этот документ или вновь отправит на доработку.
Это то, что касается долга федеральному бюджету. Что касается областного, городского бюджетов, внебюджетных фондов, например, пенсионного фонда, то мы уже выплачиваем. Вот уже третий квартал, как мы платим долг Внешэкономбанку.
- И в заключение. Николай Васильевич, вы не находите, что руководству АВТОВАЗа необходимо чаше встречаться с журналистами завода. чтобы лучше информировать коллектив завода о процессах, происходящих в акционерном обществе, вокруг него? Информации. как и денег, никогда не бывает много.
- Согласен. Сегодняшняя ситуация, например, вызвана ни какими-то просчетами руководства, ни какими-то ошибками в нашей стратегии или в тактических действиях.
Все видят: мы блестяще закончили 97-й год. Разработали программу работы
в этом году по всем направлениям, исходя из того уровня, который нами был
достигнут, и предпосылок, которые, как мы считали, будут происходить в
России. Однако все это корректируют внешние обстоятельства, и люди об этом
должны знать.
Информация представлена пресс-центром АО "АВТОВАЗ"