Центробанк шокирует российский рынок.


4 июня, первый вице-президент, генеральный директор департамента экономики, финансов, маркетинга, торговли и технического обслуживания автомобилей АО "АВТОВАЗ" Н. В. Ляченков встретился с журналистами заводских средств массовой информации. Встреча началась со следующего заявления:
 

- В последние дни в различных средствах массовой информации вновь прозвучало множество инсинуаций в адрес АО "АВТОВАЗ". Будут ли руководством Общества приниматься какие-либо меры по противодействию этому напору клеветы ?

- Нет и не может быть перед нами задачи борьбы со средствами массовой информации. Нельзя сказать, что все средства массовой информации одинаково понимают и освещают положение, которое сложилось на Волжском автозаводе. Через средства массовой информации, которые все-таки пытаются объективно разбираться в ситуации, мы будем отстаивать свое видение положения дел. К счастью, такие газеты, журналы, телевизионные каналы есть.

Согласиться с тем, что все о нас пишут только плохое, я не могу. Наша задача не в том, чтобы огрызаться на необъективных журналистов, а искать выход из той экономической ситуации, в которой все мы находимся.

- Руководством Общества рассматривался ли вопрос о выплате заработной платы какими-то фиксированными суммами. но всем? Есть ли для этого технические возможности ?

- Технической сложности в этом нет никакой. Просто и на фиксированный аванс нужны деньги. Дело в наличии этих средств, а других источников, кроме как продажа автомобилей, не существует. Надежда на кредиты - тупиковая позиция.

- Насколько реально ежедневно сообщать вазовцам о конкретных сроках выплаты заработной плату?

- Конкретные сроки можно называть тогда, когда есть конкретные сроки поступления средств на завод. Сейчас, когда на рынке нет никакой ясности, определенности, называть сроки - вводить людей в заблуждение. Как только объявили о повышении ставок рефинансирования, торговля остановилась на сто процентов. Никто больше не продал ни один автомобиль. С 26 мая по 30 мая ни один автомобиль продан не был. Все восприняли это известие как шок - и дилеры, и рядовые покупатели. Сегодня этот шок еще не прошел. Мы на него отреагировали повышением скидки на отпускаемые нами автомобили. Сегодня нами установлена скидка в 27 %, а под "живые" деньги - 30 %, это деньги, идущие на заработную плату. Тем не менее машины не продаются. Далее повышать скидку невозможно, это край. В этом случае отпускная цена становится ниже себестоимости продукции. Этого не должно быть и по законодательству Российской Федерации. Далее следовать может только одно - остановка производства... Поэтому зря называть какие-либо сроки - это только дезинформировать людей.

Все поступления средств на завод рассматриваются только мной и президентом Общества каждый день, все поступления (точнее 90 %) идут на заработную плату. Остальные идут на покрытие вопросов, которые не терпят отлагательства. Например, вывоз детей в пионерские лагеря. Им надо обеспечить нормальный отдых, минимально, но мы должны платить. Или закупка продуктов питания для столовых... Только на это выделяются деньги, остальное идет на выплату заработной платы.

- Если мы вас правильно поняли, то та кризисная ситуация с продажами автомобилей, которая наблюдается с января этого года. ускорила развитие программы региональных складов. Вопрос такой: в Самарской области продается абсолютное большинство созданных здесь автомобилей. Только в Тольятти более сотни фирм. занимающихся их продажами. Означает ли это, что фирмы, созданные в последнее время, обанкротятся? Или они каким-то образом договорятся с региональными дистрибьюторами о сотрудничестве? Какой будет их судьба, как они будут развиваться?

-Товаропроводящая система АВТОВАЗа должна быть сформирована из предприятий сети АвтоВАЗтехобслуживания и всех коммерческих фирм, которые на сегодняшний день торгуют автомобилями. Никому мы не отказывали и не откажем в заключении договоров дилерства или дистрибьюторства. В случае если они принимают условия АвтоВАЗа.

Что это за условия? Это стандарт дилера и стандарт дистрибьютора, документ, в котором расписано, что должен иметь тот или другой. Фирма, которая хочет стать дистрибьютором, должна иметь охраняемую площадку для приема автомобилей, салон для выставки и продажи, мощности по предпродажной подготовке, оборудованные кассы и лицензию на право торговли. Есть и другие требования. Их совокупность и является стандартом на дилерство или дистрибьюторство. Большинство фирм сейчас этой работой занимаются. То есть дали заявку, получили необходимый стандарт и приводят свое хозяйство в соответствие со стандартом. После пригласят нашу комиссию, которая их и аттестует, и выдаст им необходимый сертификат. После чего они включатся в программу продаж автомобилей в том объеме, в котором они способны продать. Большинство фирм, находящихся в Тольятти, продают их не в нашем городе. Они ведут перепродажу автомобилей. Им предложено рассредоточить свои торговые точки по регионам России, там, где они сейчас, по сути, и торгуют.

Поэтому говорить, что "АВТОВАЗ" обанкротит эти фирмы, - совершенный абсурд. Сегодня еще мало фирм, торгующих автомобилями.

Например, товаропроводящая сеть ФИАТА или Фольксвагена гораздо больше, чем у нас. Некоторые из дилеров будут продавать всего пять автомобилей в месяц, но максимально приближенно к покупателю. И это нормально, так должно быть. Автомобиль должен купить каждый желающий там, где он живет. Эта идея и заложена в идею нашей системы.

- В какой стадии осуществления находится эта программа ?

- В начальной стадии. Только в декабре-январе началась практическая работа по осуществлению этой программы. До этого создавалась нормативная база. Необходимо было расписать инструкции, Положения, типовые договоры и так далее...

Совсем непросто вывезти автомобили, например, в Екатеринбург. Надо решить вопросы с местными банками, отработать с ними систему кредитования дилеров. Надо отработать систему страхования, систему движения финансовых ресурсов, систему выписки документов, так называемый ПТС (паспорт технического средства)...

Это вопросы, которые и на бумаге-то долго писали, а на практике создавать еще сложнее. Но в шести регионах мы уже отрабатываем эту систему, не торопимся ее тиражировать. Всего должно быть открыто 18 региональных управлений. Создать их сразу - создать путаницу. При практической реализации многое выглядит иначе.

- Не секрет, что некоторые западные автомобильные компании уже сейчас скупают станции технического обслуживания в России. Знаете ли вы случаи или попытки купить станции технического обслуживания. принадлежащие Волжскому автозаводу, со стороны его конкурентов?

- Таких попыток не было. Точнее, попытки-то могли быть, но как говорится, a кто им даст? Мы свою систему продавать кому бы то ни было не собираемся.

Хотя есть регионы, например, на Дальнем Востоке, где наши станции есть, а автомобилей наших практически нет. Мы бы сами хотели продать их, но желающих нет.

- На акционерном собрании прозвучало, что выплаты долга АВТОВАЗа в федеральный бюджет, во внебюджетные фонды начнутся в июле. Почему именно в этом месяце?

- Мы планируем, что в июне будет нами закончена работа по реструктуризации нашего долга. И если документы, представленные нами правительству России, будут им утверждены, то со следующего месяца и начнется выплата долга..

Уже новое правительство выпустило новое постановление по этому вопросу, которое несколько меняет условия реструктуризации. Нам пришлось приводить Документы в соответствие с новыми требованиями... Срок начала выплаты долга будет зависеть от того - утвердит правительство этот документ или вновь отправит на доработку.

Это то, что касается долга федеральному бюджету. Что касается областного, городского бюджетов, внебюджетных фондов, например, пенсионного фонда, то мы уже выплачиваем. Вот уже третий квартал, как мы платим долг Внешэкономбанку.

- И в заключение. Николай Васильевич, вы не находите, что руководству АВТОВАЗа необходимо чаше встречаться с журналистами завода. чтобы лучше информировать коллектив завода о процессах, происходящих в акционерном обществе, вокруг него? Информации. как и денег, никогда не бывает много.

- Согласен. Сегодняшняя ситуация, например, вызвана ни какими-то просчетами руководства, ни какими-то ошибками в нашей стратегии или в тактических действиях.

Все видят: мы блестяще закончили 97-й год. Разработали программу работы в этом году по всем направлениям, исходя из того уровня, который нами был достигнут, и предпосылок, которые, как мы считали, будут происходить в России. Однако все это корректируют внешние обстоятельства, и люди об этом должны знать.



Владимир Дятчин.

Информация представлена пресс-центром АО "АВТОВАЗ"