АЭРОДИНАМИКА: ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ


        Достопамятный визит первого президента СССР на ВАЗ был толчком к созданию НТЦ и, в частности, уникального аэроклиматического комплекса.
         Мы продолжаем беседу с начальником отдела аэроклиматических испытаний Алек-сандром Владимировичем Балыкиным.

" РУССКИЕ, ВЫ - СТРАННЫЕ ЛЮДИ"

        Во время испытаний "десятки" на фирме "Порше" в Вайсахе, где мы увидели великолепную аэродинамическую трубу, особенно очевидным было то, что необходимо создать подобный исследовательский центр на ВАЗе. Можно сказать, что "звездный час" для ВАЗа настал очень скоро. Визит Михаила Сергеевича Горбачева на наш завод сейчас вспоминают, слегка подсмеиваясь над "шапкозакидательским" призывом - "стать законодателями мод в автомобилестроении".
        Но время не лжет. Сейчас, через десяток лет, ясно, что "судьбоносный" визит был удачно использован - в интересах завода.
        Вскоре после известных событий нам было сказано: "Ребята, пишите заявку. Все, что хотите… Чего вам для полного счастья не хватает?"
        Ясно, что мы хотели построить аэродинамическую трубу. Курировал подготовку этого технического задания бывший заместитель главного конструктора Непомнящий. "Вот четыре с половиной тысячи квадратных метров, - сказал он. - Располагай объекты, как сочтешь нужным".
        В эскизе проекта, чтобы выиграть побольше места, мы пошли на хитрость. Все трубы запланировали вертикально. (Опыт не новый в мировой практике.) Когда проект показали в Москве, нашелся мудрый человек, который сказал: "Зачем вам это надо? Не майтесь дурью, положите трубы плашмя."
"Так ведь площадь комплекса увеличится," - возразили ему. "Ну и пусть увеличится!"
        В итоге мы сейчас имеем общую площадь аэроклиматического комплекса - 11 тысяч квадратных метров.
Габариты комплекса в какой-то степени определила и компрессорная станция. Объект взрывоопасный. По всем канонам ее надо было строить отдельно, с краю - из соображений безопасности.
        - Александр Владимирович, расскажите, когда и как создавался проект комплекса?
        - Все начиналось в 1987-88 годах. Был же объявлен конкурс на лучший проект НТЦ… Многие фирмы откликнулись. Японцы, англичане, австрийцы, немцы, финны, канадцы стремились предложить свои проекты.
        Наши объекты были самыми сложными. Такие трубы, как у нас, можно в мире пересчитать по пальцам. Уникальные аэродинамические весы тоже строятся не каждый день… Конкурсные проекты не всегда учитывали наш комплекс. Он был самым трудным.
        Иностранцы даже удивлялись: "Русские, вы - странные люди… У вас же нет ничего. Голое поле. А вы хотите сразу  весь комплекс!"
        По их логике выходило, что строить надо постепенно: "Мы бы сначала построили маленькую трубу, затем бы к ней пристроили большую… Так бы и строили всю жизнь".
        Они судили со своей европейской колокольни. Не учитывая, что в России надо ловить удачный момент. Пока дают деньги на строительство, нужно предусмотреть все, чтобы потом не кусать локти. Конкуренция была даже между фирмами одной страны. "Финстрой" - финская фирма - претендовала первой. Здесь были уверены, что победят в конкурсе.Но финская фирма "Экке Грен" предложила достаточно рациональное строительное решение и нашла партнеров по проектированию и строительству корпусов НТЦ. Для создания нашего комплекса фирма "Экке", выигравшая конкурс, привлекла канадскую фирму DSMA INTERNATIONAL INC. В то время это была, пожалуй, ведущая фирма в мире по проектированию аэродинамических и климатических установок. Именно DSMA строила аэроклиматические комплексы на "Порше" и "Вольво". ( Правда, в настоящее время эту фирму "проглотила" одна американская компания.)
        Нельзя сказать, что наш проект целиком повторяет проект "Порше", хотя он близок к нему. Фирма DSMA внесла некоторые изменения в проект аэроклиматического комплекса "Порше", причем с учетом наших климатических условий.
        А наша аэроклиматическая труба создавалась по проекту фирмы SAAB. Она еще достраивается.
Итак, в состав вазовского аэроклиматического комплекса вошли большая и модельная аэродинамические трубы, аэроклиматическая труба, блок климатических камер.
        - Насколько мне известно, в аэроклиматической трубе предусмотрена имитация солнечного излучения, имитация дождя, все факторы, связанные с южными или зимними испытаниями наших автомобилей. Не значит ли это, что отпадет надобность в дальних экспедициях испытателей?
        - Не отпадет. Она просто сократится. Если сейчас мы везем на юг десятки автомобилей, тащим опытные образцы, то испытания в аэроклиматической трубе позволят сократить программу климатических дорожных испытаний. Это же аксиома, никто не спорит, что стационарная аппаратура в трубе на порядок лучше, чем в условиях экспедиции.
        А объем испытаний с каждым годом растет. Ужесточаются международные нормы. Меняются требования.
        - Когда-то на месте вашего комплекса были сплошные котлованы. Как шли строительные работы?
        - Земли тут много перекопали. Труб проложили столько, что не счесть. Почти десять лет назад, в 1989 году начались строительные работы. Основной корпус был построен уже в 1990 году, хотя еще не было крыши и многого другого. Некоторое замедление произошло потом, когда начался экономический кризис в стране. Первую очередь комплекса мы успели ввести в строй. А вторая очередь попала в это смутное время… Было же три основных контракта. Первый - строительный, второй - технологический и третий - по автоматизированным системам. Два первых контракта успели пройти по межгосударственному соглашению между СССР и Финляндией. А третий контракт "завис"… В результате аэродинамическая труба построена, имеет все технологическое оборудование, но не работает в автоматическом режиме. Режим - полуавтоматический, скажем так. Нужны компьютеры и автоматизированные системы другого поколения. Те, что планировались ранее, уже устарели. Словом, единой автоматической системы пока нет. Наша задача - в ближайшее время довести это все до ума.

ЧУДО-ВЕСЫ

        Где-то в 1996 году начался последний этап строительства. Шел монтаж основного технологического оборудования.
        Мы сами начали монтировать сложнейшие аэродинамические весы. Ждали-ждали шеф-монтажников с фирмы "ШЕНК", время шло впустую… В конце концов, начальник нашего управления Сергей Петрович Прохоров принял решение - действовать самим. Ребята взяли инструкции, изучили детально. Разобрали все ящики с оборудованием весов. И принялись за дело.
        Сами начали юстировку - настройку весов. Весы такие точные, что ошибиться нельзя. К тому времени как раз приехал шеф-монтажник. Мастер, который собирал весы на фирме "ШЕНК". Приехал он только с целью посмотреть, как мы готовы к монтажу.
        А у нас уже все было смонтировано. Когда он проверил матрицу весов, сказал так: "Мне здесь больше нечего делать. Я могу ехать".
        - Можно объяснить, что такое аэродинамические весы?
        - Как говорил нам доктор Гизике, немецкий ученый, надо представить, что в основе таких весов лежит принцип… табуретки на трех ножках. Три точки внизу и три точки вверху соединены между собой стойками. Высота их - по три метра. Нижняя часть "табуретки" закреплена неподвижно, а к верхней части присоединены две тяги. Одна идет по оси "Х", другая - по оси "Y".
        Это аэродинамические 6-компонентные весы фирмы "ШЕНК" с прямым измерением нагрузок тензодатчиками. Особенностью данного типа весов является то, что ориентация всех стержней, передающих нагрузку, идеально совпадает с осями координат. Благодаря этому отсутствует взаимное влияние измеряемых компонентов друг на друга.
        Весы с точностью измерений до одной миллионной доли! Плюс точнейшая механика. В России сейчас нет весов, которые могли бы сравниться с нашими аэродинамическими весами.

(Продолжение следует).



                                                                                            Диана СТУКАНОВА,
                                                                                            газета "Волжский автостроитель",
                                                                                            пресс-центр АО "АВТОВАЗ"