АВТОМОБИЛЬ И АЭРОДИНАМИКА
Сфера аэродинамики необъятна.
Мы ограничились только некоторыми фрагментами. Мой собеседник - начальник
отдела управления специспытаний департамента развития А.В.Балыкин.
- Под занавес нашего разговора,
Александр Владимирович, естественно, возникает вопрос: зачем нужна аэродинамика
в автомобилестроении?
- В аэродинамике ставится
несколько задач. Первая и основная - снижение коэффициента аэродинамического
сопротивления. Цель ясна. В результате мы сэкономим топливо.
Вторая задача. Если двигатель
очень мощный, то колеса автомобиля могут пробуксовывать. С точки зрения
аэродинамики надо заставить автомобиль прижиматься к дороге, увеличить
нагрузку на колеса.
Популярный пример: если
водителя обычного автомобиля посадить в гоночный автомобиль "Формула 1",
он вряд ли поедет. Даже не сможет тронуться с места. Сожжет резину, испортит
автомобиль - и безрезультатно.
Все не так просто: гонщиков
"Формулы" долго обучают специфике этой езды. Но даже не спортивный, серийный
автомобиль может иметь положительную подъемную силу. Вероятна критическая
ситуация. Автомобиль… может сбросить с дороги.
Мы ставим задачу - свести
подъемную силу к нулю или сделать эту величину отрицательной.
Если взять "десятку", то у нее все нормально. Нулевая подъемная сила.
А вот у "восьмерки" - тенденция
к подъему. Правда, это не критическое значение, но по идее там нужно ставить
антикрыло.
Ижевский фургон "каблук"
может слететь с дороги элементарно. Парусность у него очень высокая. При
боковом порыве ветра возникает разворачивающий эффект.
Не стоит думать, что аэродинамика
занимается только внешним обтеканием автомобиля. Ее дело - внутреннее обтекание.
Поэтому нам приходится исследовать движение воздушных потоков под капотом,
чтобы обеспечить оптимальный режим работы двигателя. И не только двигателя,
но и других узлов - КПП, трансмиссии, главной пары…
То же относится и к салону.
Мы исследуем путь воздуха в салон, в отопитель или кондиционер. Разумеется,
контролируем и выход воздуха из салона. Необходимо правильно распределить
воздушные потоки.
Еще одна проблема: исключить забрызгивание автомобиля, чтобы грязь
не летела на стекла, фары и номерные знаки.
Это идеал автомобиля, к
которому надо стремиться.
- Вероятно, вашим исследованиям
помогает высокий уровень испытательного оборудования…
- Да, пока наш аэроклиматический
комплекс - один из лучших. Но вопрос в том, что все в мире стремительно
развивается. Наш проект создавался в 1987 году. Через десяток лет он устареет.
Сейчас весь мир начал работать с движущимся полотном в аэродинамических
трубах.
Тот, кто вплотную занимается
аэродинамикой, уже давно осознал, что при таких испытаниях должна двигаться
"земля", а не только воздушный поток.
Конечно, это очень сложная
задача с технической точки зрения. Движущееся полотно - не проблема. Но
как при этом измерять весовые нагрузки?
Наша труба имеет базовую
и распределенную системы отсоса пограничного воздушного слоя. В свое время
это было последнее веяние в аэродинамике. Думаю, что в ближайшие годы мы
будем работать в этом направлении, заниматься подбором режимов по распределенному
и основному отсосу, имитируя таким образом движение автомобиля на дороге.
В будущем, возможно, решится
проблема движущегося полотна в трубе. Кардинально ее еще не решил никто.
- Как оценивают наш комплекс
зарубежные специалисты? Вряд ли скажут правду? Ведь они - дипломаты…
- Обычно говорят, что все
нормально. Приглашают нас к себе, а мы их к себе, чтобы провести взаимные
испытания.
Сейчас мы готовимся сертификации.
Если все пройдет нормально, Госстандарт выдаст аттестат. И только после
этого можно будет претендовать на международный сертификат.
- Есть ли какие-то профессиональные
"хитрости", то есть элементы, улучшающие аэродинамику автомобиля?
- Они, в принципе, известны.
Тот же спойлер, например. Считается, что это элемент люксовой комплектации.
Однако, с точки зрения профессионала, спойлер на автомобиле говорит о другом.
Работали - работали над аэродинамикой и… не доработали. Тогда и прибега-ют
к таким "нашлепкам".
Надо стремиться к тому,
чтобы мы общей формой автомобиля решали задачи аэродинамики. А дополнительные
накладные элементы должны только подчеркивать форму и решать какую-то узкую,
специфическую задачу.
У спойлера такая задача
- снижение подъемной силы. Накладки порогов должны снижать лобовое сопротивление.
Передний спойлер также влияет на подъемную силу и аэродинамическое сопротивление.
Специфическая задача - "сбросить" воздух с обтекателей щеток. Антикрыло
- чисто "боевой" элемент. Его основная функция - создать прижимающую силу.
Антикрыло необходимо автомобилю с достаточно мощным двигателем.
Зеркала? Сейчас идет большая
дискуссия по зеркалам наружного вида. На их долю приходится немалая доля
сопротивления. Если бы их убрать, мы бы существенно выиграли с точки зрения
аэродинамики.
Например, на "десятке" зеркала составляют 5-7 процентов от общего коэффициента
сопротивления.
В мире приходят к идее встроенных
зеркал. Такие зеркала уже появляются на мировом рынке.
Последний "писк" - видеокамеры, мониторы внешнего наблюдения. Но это
дорогое удовольствие, не для автомобилей нашего класса.
Кроме того, мы должны учитывать
еще одну мировую тенденцию - по созданию максимально комфортных условий
для человека в автомобиле. Микроклимат салона - наше направление. Мы занимаемся
системами охлаждения, климатическими установками.
На Западе стало обязательным
требование, чтобы климатическая установка была обеспечена фильтром, который
защищает водителя и пассажиров от попадания в салон пыли, вредных примесей,
аэрозолей, бактерий и всего прочего.
Мы занимаемся этими исследованиями.
К сожалению, здесь основная проблема - высокая загрязненность наших дорог.
Если на Западе фильтр работает по 30 тысяч километров пробега, то у нас
буквально за месяц полностью выходит из строя. Достаточно проехать две
тысячи километров по нашим дорогам - и фильтр можно выбрасывать.
Встает задача - создать
для наших условий регенерируемый фильтр. Частая смена фильтров многим не
по карману. Особенно дороги импортные фильтры против бактерий. Третье направление,
которым мы заняты, - это топливно-скоростные показатели автомобилей. При
испытаниях определяем мощностной баланс автомобиля и его влияние на эти
показатели.
- Можно ли интуитивно, без
специальных испытаний, найти оптимальную с точки зрения аэродинамики форму
автомобиля?
- Это получается у дизайнеров,
которые имеют опыт аэродинамических исследований. Некоторые модели изначально
имеют неплохой коэффициент сопротивления. Но дальнейшие исследования в
любом случае улучшают этот коэффициент.
Аэродинамика - наука. Интуиция
и вдохновение здесь играют свою роль, но все же главным остается эксперимент.
Диана СТУКАНОВА,
газета "Волжский автостроитель",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"