В ЭТОЙ КАМЕРЕ БЕЗЛЮДНО, ЗДЕСЬ ЗА
РУЛЕМ - АВТОПИЛОТ
Журналисты любят словечко
"уникальный", это банальный газетный штамп. Но когда нас пригласили в центр
электромагнитной совместимости на экскурсию в день открытых дверей, определение
"уникальный" было просто неизбежным.
Комплекс электромагнитной
совместимости создавался не один год. Фрагменты этой эпопеи мне довелось
однажды изложить в одном из материалов. Было это в начале 1996 года. Большая
и малая безэховые камеры тогда еще "переживали" сложный период - монтаж
оборудования. Монтировался уникальный роликовый стенд немецкой фирмы "Zollner"
с поворотной платформой.
Два года спустя эти необычные
по предназначению и сложности сооружения - безэховые камеры - уже действуют
и позволяют проводить особые испытания. Цель "ЭМС- испытаний" - ограничить
воздействие электромагнитных полей, создаваемых вазовскими автомобилями
и обеспечить их работоспособность в неблагоприятном электромагнитном поле.
Это позволит обеспечить выполнение всех международных стандартов по ЭМС,
ведь с 1 января 1996 года сертификация автомобилей по ЭМС стала обязательной
процедурой.
Надо сказать, что
человек несведущий чувствует себя в безэховой камере словно не в своей
тарелке. (Предполагаю, что для страдающих клаустрофобией (боязнью ограничения
пространства) эти камеры показались бы пыткой…). Однако, эти субъективные
ощущения не волнуют специалистов. Тем более, что во время самих испытаний
в безэховой камере - безлюдно. Там остается только один автомобиль или
его комплектующие.
… И вот мы
находимся в малой безэховой камере. Она предназначена для испытаний изделий и
систем автомобильной электроники. Здесь предусмотрены испытания на электромагнитную
восприимчивость.
В малой камере, например, проходят испытания комбинации электронных
приборов для автомобилей ВАЗ-2110 и 2115.
Вся электроника тщательно
испытывается на соответствие международным стандартам по электромагнитной
совместимости.
Большая безэховая
камера - очень сложное сооружение. Она внушительных размеров, имеет двухэтажный
технологический подвал. Пол внутри камеры сделан из радиопрозрачного материала.
А стены большой безэховой камеры (впрочем, то же можно сказать и о малой
камере) так необычны, что можно вообразить камеру жилищем фантастических
пришельцев. Огромное пространство стен утыкано ощетинившимися голубыми
пирамидами. Это - абсорберы, своеобразные "поглотители" электромагнитных
излучений. Очень дорогие штуки. Из-готовлены абсорберы в Бельгии, созданы
из неизвестных (фирма хранит "ноу хау") материа-лов и даже покрыты специальной
краской. Все это предусмотрено, чтобы абсорберы идеально выполняли свое
предназначение - функцию поглощения электромагнитных волн.
Специалисты, которые
проводили нашу "экскурсию", учли неподготовленность аудитории. И объясняли
почти на пальцах, что означает камера, в которой мы находимся.
- Самое примитивное, обыденное сравнение…
Наверное, у некоторых из вас есть дома микроволновые печи. Конечно, нельзя сравнивать
эту камеру с большой "микроволновкой". Но что-то подобное происходит и здесь.
Нам показали тот самый роликовый
стенд с поворотной платформой… Автомобиль здесь может вращаться на 360
градусов и при полной нагрузке развивать скорость до 200 километров в час.
В таких условиях его испытывают, чтобы измерять собственные радиопомехи,
которые идут от автомобиля в эфир.
В камере создается достаточно мощное электромагнитное поле.
За рулем автомобиля будет
работать не человек, а специальный автопилот, заменяющий водителя.
Данный стенд позволяет испытывать автомобиль в режимах, предусмотренных
стандартами. Кроме того, здесь можно проводить целый комплекс дополнительных
исследований. Например, устанавливать специализированные режимы для автомобиля
с антиблокировочной системой тормозов.
Чтобы достойно представлять
наши автомобили на мировом рынке, испытания должны проводиться по всем
канонам. Иначе быть не может.
Диана СТУКАНОВА,
газета "Волжский автостроитель",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
Фотографии Юрия Михайлина