В ЭТОЙ КАМЕРЕ БЕЗЛЮДНО, ЗДЕСЬ ЗА РУЛЕМ - АВТОПИЛОТ


        Журналисты любят словечко "уникальный", это банальный газетный штамп. Но когда нас пригласили в центр электромагнитной совместимости на экскурсию в день открытых дверей, определение "уникальный" было просто неизбежным.
        Комплекс электромагнитной совместимости создавался не один год. Фрагменты этой эпопеи мне довелось однажды изложить в одном из материалов. Было это в начале 1996 года. Большая и малая безэховые камеры тогда еще "переживали" сложный период - монтаж оборудования. Монтировался уникальный роликовый стенд немецкой фирмы "Zollner" с поворотной платформой.
        Два года спустя эти необычные по предназначению и сложности сооружения - безэховые камеры - уже действуют и позволяют проводить особые испытания. Цель "ЭМС- испытаний" - ограничить воздействие электромагнитных полей, создаваемых вазовскими автомобилями и обеспечить их работоспособность в неблагоприятном электромагнитном поле. Это позволит обеспечить выполнение всех международных стандартов по ЭМС, ведь с 1 января 1996 года сертификация автомобилей по ЭМС стала  обязательной процедурой.
         Надо сказать, что человек несведущий чувствует себя в безэховой камере словно не в своей тарелке. (Предполагаю, что для страдающих клаустрофобией (боязнью ограничения пространства) эти камеры показались бы пыткой…). Однако, эти субъективные ощущения не волнуют специалистов. Тем более, что во время самих испытаний в безэховой камере - безлюдно. Там остается только один автомобиль или его комплектующие.
 … И вот мы находимся в малой безэховой камере. Она предназначена для испытаний изделий и систем автомобильной электроники. Здесь предусмотрены испытания на электромагнитную восприимчивость.
 В малой камере, например, проходят испытания комбинации электронных приборов для автомобилей ВАЗ-2110 и 2115.
         Вся электроника тщательно испытывается на соответствие международным стандартам по электромагнитной совместимости.
         Большая безэховая камера - очень сложное сооружение. Она внушительных размеров, имеет двухэтажный технологический подвал. Пол внутри камеры сделан из радиопрозрачного материала. А стены большой безэховой камеры (впрочем, то же можно сказать и о малой камере) так необычны, что можно вообразить камеру жилищем фантастических пришельцев. Огромное пространство стен утыкано ощетинившимися голубыми пирамидами. Это - абсорберы, своеобразные "поглотители" электромагнитных излучений. Очень дорогие штуки. Из-готовлены абсорберы в Бельгии, созданы из неизвестных (фирма хранит "ноу хау") материа-лов и даже покрыты специальной краской. Все это предусмотрено, чтобы абсорберы идеально выполняли свое предназначение - функцию поглощения электромагнитных волн.
         Специалисты, которые проводили нашу "экскурсию", учли неподготовленность аудитории. И объясняли почти на пальцах, что означает камера, в которой мы находимся.
        - Самое примитивное, обыденное сравнение… Наверное, у некоторых из вас есть дома микроволновые печи. Конечно, нельзя сравнивать эту камеру с большой "микроволновкой". Но что-то подобное происходит и здесь. 
        Нам показали тот самый роликовый стенд с поворотной платформой… Автомобиль здесь может вращаться на 360 градусов и при полной нагрузке развивать скорость до 200 километров в час. В таких условиях его испытывают, чтобы измерять собственные радиопомехи, которые идут от автомобиля в эфир.
В камере создается достаточно мощное электромагнитное поле.
        За рулем автомобиля будет работать не человек, а специальный автопилот, заменяющий водителя.
Данный стенд позволяет испытывать автомобиль в режимах, предусмотренных стандартами. Кроме того, здесь можно проводить целый комплекс дополнительных исследований. Например, устанавливать специализированные режимы для автомобиля с антиблокировочной системой тормозов.
         Чтобы достойно представлять наши автомобили на мировом рынке, испытания должны проводиться по всем канонам. Иначе быть не может.

                                                                                  Диана СТУКАНОВА,
                                                                                  газета "Волжский автостроитель",
                                                                                  пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
                                                                                  Фотографии Юрия Михайлина