Есть материалы - автомобили
будут.
Как бы ни складывались дела
на "АвтоВАЗе", здесь не забывают о перспективе. Всего через два дня после
обращения трудового коллектива к руководству страны с предложениями по
оздоровлению экономической ситуации на заводе здесь состоялась первая международная
научно-практическая конференция "Материалы в автомобилестроении". 19 фирм
из 9 стран Европы своим участием подчеркнули тот факт, что на Западе по-прежнему
дорожат сотрудничеством с волжским автогигантом. Кроме гостей из-за рубежа,
в Тольятти съехались представители предприятий-поставщиков и отечественной
науки.
Открывая конференцию, начальник
управления лабораторно-исследовательских работ "АВТОВАЗа" Аркадий Тихонов
напомнил, что за 30 лет на заводе с участием 60 научно-исследовательских
институтов, 200 заводов и 100 зарубежных фирм освоены материалы и технологии
мирового уровня. "Мы были пионерами в мировом автомобилестроении по внедрению
распредвала с вермикулярным графитом, ионного азотирования клапана, по
изготовлению бамперов из пенополиуретана и т.д. Было освоено 2,5 тысячи
новых материалов, в том числе совершенно новая серия пластмасс и обивок
с высокой степенью износостойкости и светостойкости, принципиально новая
окраска с использованием самых современных окрасочных материалов, акриловых
с металлизированным эффектом эмалей, настоящей революцией стал переход
от грунтования кузова методом анафореза к катафорезу, который значительно
увеличил долговечность кузова"... В общем, если вспомнить слова академика
Б.Е.Патона "Есть материалы - будет и конструкция", "АВТОВАЗУ" есть из чего
строить свои автомобили. Сполна обеспечат материаловеды работой конструкторов
"АвтоВАЗа" и завтра, ведь прошедшая конференция, как подчеркнул Тихонов,
была "призвана выработать философию разработки ком-понентов для создания
автомобилей на 10-15 лет вперед".
Судя по принятым решениям,
в будущих вазовских малолитражках станут шире применяться стали повышенной
прочности, а также стали с защитными покрытиями, которые обеспечат как
минимум 6-8-летнюю гарантию по коррозионной стойкости кузова. Если в семействе
автомобилей "ВАЗ-2110" доля таких сталей составляет в кузове 50 %, то в
дальнейшем она возрастет до 60-70 %. На смену освинцованному листу, который
используется в топливных баках и деталях выхлопных систем, придут алюминированные
стали. При изготовлении деталей двигателя и шасси получат распространение
легкие сплавы на основе алюминия, магния и титана. Новый комплекс окраски
немецкой фирмы "Айземан" даст возможность использовать все самые современные
грунты и эмали. Широкое применение получат пластмассы, нынешние 10 % их
от веса автомобиля далеко не предел. Бензобаки, возможно, будут изготавливаться
из специально обработанного полиэтилена. Автомобиль 3-го тысячелетия украсят
стекла с электрохромными и фотохромными покрытиями, изменяющими светопропускание,
имеющими теплоотражающиий эффект. Электрообогрев стекол и зеркал заднего
вида станет привычным в регионах с холодным климатом, а лобовое стекло
некоторых моделей будет использоваться для отображения на нем оперативной
информации о состоянии автомобиля.
... Меньше всего в дни конференции "АВТОВАЗ" напоминал получивший пробоину
корабль, команда которого думает об одном - добраться бы как-нибудь до
берега.
Владимир Бунас,
пресс-центр АО «АВТОВАЗ»