Есть материалы - автомобили будут.


        Как бы ни складывались дела на "АвтоВАЗе", здесь не забывают о перспективе. Всего через два дня после обращения трудового коллектива к руководству страны с предложениями по оздоровлению экономической ситуации на заводе здесь состоялась первая международная научно-практическая конференция "Материалы в автомобилестроении". 19 фирм из 9 стран Европы своим участием подчеркнули тот факт, что на Западе по-прежнему дорожат сотрудничеством с волжским автогигантом. Кроме гостей из-за рубежа, в Тольятти съехались  представители предприятий-поставщиков и отечественной науки.
        Открывая конференцию, начальник управления лабораторно-исследовательских работ "АВТОВАЗа" Аркадий Тихонов напомнил, что за 30 лет на заводе с участием 60 научно-исследовательских институтов, 200 заводов и 100 зарубежных фирм освоены материалы и технологии мирового уровня. "Мы были пионерами в мировом автомобилестроении по внедрению распредвала с вермикулярным графитом, ионного азотирования клапана, по изготовлению бамперов из пенополиуретана и т.д. Было освоено 2,5 тысячи новых материалов, в том числе совершенно новая серия пластмасс и обивок с высокой степенью износостойкости и светостойкости, принципиально новая окраска с использованием самых современных окрасочных материалов, акриловых с металлизированным эффектом эмалей, настоящей революцией стал переход от грунтования кузова методом анафореза к катафорезу, который значительно увеличил долговечность кузова"... В общем, если вспомнить слова академика Б.Е.Патона "Есть материалы - будет и конструкция", "АВТОВАЗУ" есть из чего строить свои автомобили. Сполна обеспечат материаловеды работой конструкторов "АвтоВАЗа" и завтра, ведь прошедшая конференция, как подчеркнул Тихонов, была "призвана выработать философию разработки ком-понентов для создания автомобилей на 10-15 лет вперед".
        Судя по принятым решениям, в будущих вазовских малолитражках станут шире применяться стали повышенной прочности, а также стали с защитными покрытиями, которые обеспечат как минимум 6-8-летнюю гарантию по коррозионной стойкости кузова. Если в семействе автомобилей "ВАЗ-2110" доля таких сталей составляет в кузове 50 %, то в дальнейшем она возрастет до 60-70 %. На смену освинцованному листу, который используется в топливных баках и деталях выхлопных систем, придут алюминированные стали. При изготовлении деталей двигателя и шасси получат распространение легкие сплавы на основе алюминия, магния и титана. Новый комплекс окраски немецкой фирмы "Айземан" даст возможность использовать все самые современные грунты и эмали. Широкое применение получат пластмассы, нынешние 10 % их от веса автомобиля далеко не предел. Бензобаки, возможно, будут изготавливаться из специально обработанного полиэтилена. Автомобиль 3-го тысячелетия украсят стекла с электрохромными и фотохромными покрытиями, изменяющими светопропускание, имеющими теплоотражающиий эффект. Электрообогрев стекол и зеркал заднего вида станет привычным в регионах с холодным климатом, а лобовое стекло некоторых моделей будет использоваться для отображения на нем оперативной информации о состоянии автомобиля.
... Меньше всего в дни конференции "АВТОВАЗ" напоминал получивший пробоину корабль, команда которого думает об одном - добраться бы как-нибудь до берега.

                                                                                                      Владимир Бунас,
                                                                                                      пресс-центр АО «АВТОВАЗ»