"АВТОВАЗ" и "Валмет" решились
на развод.
16 июля с конвейера автосборочного
завода фирмы "Валмет-Аутомотив" (Финляндия) сошла последняя "ЕвроСамара"
- люксовый вариант вазовской "девятки" с улучшенным экстерьером. А на следующий
день в Хельсинки представители "Валмета", АВТОВАЗа и Всероссийского автомобильного
альянса (AVVA), соавторы проекта по выпуску "ЕвроСамары", своими подписями
зафиксировали прекращение сотрудничества на полгода раньше оговоренного
в контракте срока. События вокруг "ЕвроСамары" комментирует директор центра
сборочных комплектов АВТОВАЗа Николай Дудин.
- Мнение, что проект себя
не оправдал, - говорит он, - объясняется, скорее всего, недостатком информации.
"ЕвроСамара" помогла нам удержать позиции на автомобильных рынках Центральной
и Восточной Европы, в странах Скандинавии. И не по демпинговым ценам она
продавалась. Если "ВАЗ-21093" серийной комплектации стоил до 15 тысяч дойчмарок
(около 10 тысяч долларов), то его улучшенный финский вариант - до 17 тысяч
немецких марок, а то и более. Через нашего дилера в Германии фирму "ЕвроЛада"
в иные дни уходило до 36 "ЕвроСамар".
В процессе работы над "ЕвроСамарой"
выявлялись какие-то мелкие конструктивные недостатки, предлагались улучшения
- полученный опыт затем использовался в серийном производстве наших машин.
Так, были введены дополнительные точки крепления проводов массы, улучшившие
коррозионную защиту кузова. Изменена технология окраски бензобака, исключившая
попадание воды в бак во время мойки, и т.д. Вообще наши отношения с финскими
партнерами не определялись только категориями цены и прибыли. Они искренне
хотели видеть наш автомобиль отвечающим лучшим европейским стандартам.
Было проведено 10 конференций по качеству с нашими поставщиками и специалистами
"Валмета". Мало кто знает, что директор по качеству финской фирмы Саккари
Корхонен объездил с десяток заводов в России, на некоторых был не
однажды. Это такой энтузиаст, что остается только сожалеть, что с "Валметом",
по крайней мере в ближайшее время, мы сотрудничать не будем. Самых теплых
слов заслуживает и генеральный директор Юхани Риету, который, кстати, сыграл
заметную роль в установлении контактов АВТОВАЗа с "Опелем". Но это уже
особая тема.
Контракт с "Валметом" был
подписан 23 октября 1995 г., а уже 1 марта 1996 г. была собрана первая
"ЕвроСамара". Все шло хорошо. В перспективе просматривался выпуск на "Валмете"
люксовых "ВАЗ-2114" (модернизированной "девятки") и "ВАЗ-2111". Но ...
Главная, на мой взгляд,
причина прекращения сотрудничества - это сужение рынка сбыта "ЕвроСамар".
Предполагалось, что 50 % машин будут реализовываться в России. Но в 1997
г. вышла целая серия постановлений таможенного комитета, и пошлины на ввозимые
в Россию люксовые "Самары" стали почти такими же, как на "Опель" или "Мерседес".
- Сотрудничество с "Валметом",
- заключает Дудин, - было отличной школой, после которой нам уже гораздо
легче готовить проекты сборочных производств наших автомобилей в Сызрани,
Ижевске, Ровно и Южной Америке.
Владимир Бунас, пресс-центр АО "АВТОВАЗ"