"АВТОВАЗ" и "Валмет" решились на развод.


        16 июля с конвейера автосборочного завода фирмы "Валмет-Аутомотив" (Финляндия) сошла последняя "ЕвроСамара" - люксовый вариант вазовской "девятки" с улучшенным экстерьером. А на следующий день в Хельсинки представители "Валмета", АВТОВАЗа и Всероссийского автомобильного альянса (AVVA), соавторы проекта по выпуску "ЕвроСамары", своими подписями зафиксировали прекращение сотрудничества на полгода раньше оговоренного в контракте срока. События вокруг "ЕвроСамары" комментирует директор центра сборочных комплектов АВТОВАЗа Николай Дудин.
        - Мнение, что проект себя не оправдал, - говорит он, - объясняется, скорее всего, недостатком информации. "ЕвроСамара" помогла нам удержать позиции на автомобильных рынках Центральной и Восточной Европы, в странах Скандинавии. И не по демпинговым ценам она продавалась. Если "ВАЗ-21093" серийной комплектации стоил до 15 тысяч дойчмарок (около 10 тысяч долларов), то его улучшенный финский вариант - до 17 тысяч немецких марок, а то и более. Через нашего дилера в Германии фирму "ЕвроЛада" в иные дни уходило до 36 "ЕвроСамар".
        В процессе работы над "ЕвроСамарой" выявлялись какие-то мелкие конструктивные недостатки, предлагались улучшения - полученный опыт затем использовался в серийном производстве наших машин. Так, были введены дополнительные точки крепления проводов массы, улучшившие коррозионную защиту кузова. Изменена технология окраски бензобака, исключившая попадание воды в бак во время мойки, и т.д. Вообще наши отношения с финскими партнерами не определялись только категориями цены и прибыли. Они искренне хотели видеть наш автомобиль отвечающим лучшим европейским стандартам. Было проведено 10 конференций по качеству с нашими поставщиками и специалистами "Валмета". Мало кто знает, что директор по качеству финской фирмы Саккари Корхонен объездил с десяток заводов  в России, на некоторых был не однажды. Это такой энтузиаст, что остается только сожалеть, что с "Валметом", по крайней мере в ближайшее время, мы сотрудничать не будем. Самых теплых слов заслуживает и генеральный директор Юхани Риету, который, кстати, сыграл заметную роль в установлении контактов АВТОВАЗа с "Опелем". Но это уже особая тема.
        Контракт с "Валметом" был подписан 23 октября 1995 г., а уже 1 марта 1996 г. была собрана первая "ЕвроСамара". Все шло хорошо. В перспективе просматривался выпуск на "Валмете" люксовых "ВАЗ-2114" (модернизированной "девятки") и "ВАЗ-2111". Но ...
        Главная, на мой взгляд, причина прекращения сотрудничества - это сужение рынка сбыта "ЕвроСамар". Предполагалось, что 50 % машин будут реализовываться в России. Но в 1997 г. вышла целая серия постановлений таможенного комитета, и пошлины на ввозимые в Россию люксовые "Самары" стали почти такими же, как на "Опель" или "Мерседес".
        - Сотрудничество с "Валметом", - заключает Дудин, - было отличной школой, после которой нам уже гораздо легче готовить проекты сборочных производств наших автомобилей в Сызрани, Ижевске, Ровно и Южной Америке.

Владимир Бунас, пресс-центр АО "АВТОВАЗ"