Эта "десятка" должна быть "с иголочки".


         Прежде всего надо сказать, что службой омологации планомерно выполняется основная задача — сертификация экспортной продукции ВАЗа. К июлю этого года единую европейскую сертификацию успешно прошли автомобили "Самара" (ВАЗ-21083, 21093 и 21099), "Нива" с электронным впрыском ВАЗ-21214 и модификация "десятки" ВАЗ-21102. Сейчас на повестке дня сертификация других моделей. В порядке очередности это автомобили ВАЗ-21103, ВАЗ-2111 и  ВАЗ-2115.
        Как известно, ВАЗ-21103 является модификацией "десятки" с 16-клапанным двигателем объемом 1,5 литра.
        Этот двигатель имеет мощность 68 кВт (для сравнения скажу, что 8-клапанный двигатель имеет максимальную мощность 51,5 кВт).
        Как показала практика, автомобили с таким мощным двигателем пользуются повышенным спросом на рынке как в России, так и за рубежом.
        По большинству требований безопасности ВАЗ-21103 имеет одни и те же сертификаты омологации с ВАЗ-2110 (карбюраторный вариант) и ВАЗ-21102 (впрыскной вариант), но это легко объясняется наличием одного и того же кузова, трансмиссии, тормозной системы.
        Дополнительные испытания в международной    лаборатории ЮТАК автомобиль 21103 проходил в основном по тем требованиям, которые прямо или косвенно связаны с двигателем (это токсичность, мощность, расход топлива, наружная шумность, радиопомехи и электромагнитная совместимость).
        Далеко не сразу ЮТАК стала распространять результаты испытаний ВАЗ-21102 на ВАЗ-21103. Например, при фронтальном ударе ЮТАК соглашалась дать это распространение только при большом запасе неповрежденного подкапотного пространства при ударе "сто второй" модели в куб. Поэтому после удара все с замиранием сердца приблизились к машине и подняли капот. (Была, правда, уверенность, подтвержденная многократными испытаниями на ВАЗе, но... Когда тонна металла летит со скоростью 50 км/час на неподвижный 30-тонный бетонный куб, уверенность на какое-то время покидает тебя...).
        Результаты оказались превосходными. Подтвердились верные конструкторские решения. Таким образом, не пришлось разбивать еще одну машину. Сэкономлено несколько десятков тысяч рублей (разумеется, новых).
Аналогичные решения были приняты при распространении результатов испытаний по тормозам и "массам и размерам", когда на испытуемый автомобиль ВАЗ-21102 оказывалась дополнительная нагрузка, свойственная более тяжелому автомобилю ВАЗ-21103. Срывов не произошло ни по одному виду испытаний.
        Сейчас автомобиль 21103 имеет все необходимые сертификаты омологации. Готовится полное "досье" для единого европейского отипования. Осталось представить образец автомобиля комиссии, дающей "зеленый свет" на рынок Европы. Это комиссия Министерства транспорта Франции.
        Восьмого августа президент-генеральный директор АО "АВТОВАЗ" А. В. Николаев подписал контрольное поручение на сборку автомобиля образца ВАЗ-21103 для единого европейского отипования.
        Все знают, что ряд деталей еще изготавливается по обходной технологии (к счастью, их осталось не-много). "Обход" всегда есть "обход", как ни старайся...
        Официально за отипование ВАЗ-21103 отвечает дирекция по маркетингу и торговле автомобилями АО "АВТОВАЗ", но она лишь завершает титанический труд всех служб завода.
        Во Францию (по процедуре отипования) наш завод должен отправить один из серийных автомобилей. Но ситуация аналогична тому, как готовятся к экзамену добросовестные ученики (отглаженный костюм, чистая сорочка, до блеска начищенная обувь). Так и нам в очередной раз нужно предстать перед европейскими экзаменаторами с одной из лучших наших "десяток", то есть с автомобилем ВАЗ-21103. Он должен быть "с иголочки".
        Автомобиль - образец   может быть подвержен во Франции любому испытанию, кроме разрушающего. Все его ответственные (с точки зрения безопасности) детали не имеют права отличаться от омологированной конструкции, что и будут выборочно проверять члены комиссии Министерства транспорта Франции во второй половине сентября 1998 года.
        Пожелаем автомобилю ВАЗ-21103 успеха. Он этого достоин.
 

Д. ПОЛЯКОВ, начальник отдела
омологации департамента развития АО "АВТОВАЗ".