"Мы гонялись не за пряники"


         Шоссейно - кольцевые гонки - самый, пожалуй, увлекательный вид автоспорта. Хотя гонщики сражаются, вроде бы, в тепличных, в сравнении с тем же кроссом или ралли, условиях (гладкий асфальт, одностороннее движение), но внутренний скрытый динамизм борьбы со скоростью, ювелирная езда, высокая цена каждого мгновения и возможность всему этому сопереживать притягивают зрителя.
        Соревнованиям "по кольцу" предшествовали шоссейные линейные гонки на 250-500 км. Водитель был в кабине не  один, а с механиком. Самая первая такая гонка в нашей  стране состоялась в 1950 г., но имела к ВАЗу, построенному лишь 20 лет спустя, самое прямое отношение.
        Дело в том, что 2-е место занял экипаж горьковчанина Николая Сорокина на "Победе". Он потом приедет на Волжский автозавод, будет работать в управлении главного конструктора. Его яркие, живые воспоминания о становлении отечественного автоспорта жадно впитывались молодежью, подспудно готовили будущие победы вазовских кольцевиков.
        И они не заставили себя ждать. Дебют Эдуарда Пистуновича и Якова Лукьянова из УГК на чемпионате СССР-71 принес им соответственно "золото" и "серебро". Через год бронзовым призером становится Н.Дисюк, а в 1973-м Пистунович привозит домой серебряную медаль. Кстати, в классе "Волг" в те годы не раз завоевывал медали чемпионатов тогдашний водитель-испытатель ГАЗа, а потом вазовец Николай Елизаров, которого наши болельщики знают как чемпиона по ралли и участника ралли-рейдов.
Как и следовало ожидать, старожилы кольцевых трасс гонщики АЗЛК попытались дать бой новичкам из Тольятти. Иногда им это удавалось. Сначала "Москвичи-412" составляли отдельный класс, но в 1973-м, например, сделали группу IV (все классы), где Э.Пистунович обошел А.Замыслова из Моск-вы, выступавшего на ... "Запорожце" (правда, с двигателем от "Волги"). А вот первое место Эдуард проиграл Ю.Теренецкому из столицы на "Москвиче". Теренецкий, чей автомобиль был оснащен двухвальной головкой (новинка по тем временам), еще дважды - в 1974 и 1975 - демонстрировал соперникам на "Жигулях" багажник своей машины, причем в 1975 он обыграл самого Виталия Богатырева, ставшего серебряным призером. Впрочем, для самого титулованного гонщика - кольцевика ВАЗа (восьмикратный чемпион Союза) это был лишь 2-й старт на крупных соревнованиях, да к тому же у его "ноль одиннадцатой" спустило колесо. Первый старт, в 1974-м, принес ему тоже "серебро".
        Нужно ли говорить, что это было одно из последних поражений "Жигулей" от продукции АЗЛК. Кинематика передней подвески «Москвича» не годилась для скоростных соревнований. Машина была плохо управляема. Все технические доработки и усовершенствования , как и мастерство таких спортсменов, как Теренецкий, не могли решить проблему кардинально. А вскоре соперничество двух марок автомобилей вообще фактически прекратилось: большинство гонщиков стало дружно пересаживаться на "ВАЗы". В 1974-м в  обоих классах малолитражек среди призеров видим лишь одного пилота на "Москвиче" - А.Григорьева из Москвы.
        1974 год вообще стал этапным в развитии вазовского автоспорта. Впервые чемпионский титул достался Ювеналию Крюкову (которого и тогда, и сегодня все дружно называют  Юрой), представлявшему бюро форсированных испытаний УГК, где участвовать в гонках надо было "по работе", а секцию автоспорта СКП, у истоков которой стоял В.Богатырев. Стало ясно, что побеждать можно и не имея такой базы, как в УГК, компенсируя ее отсутствие способностью отдавать автогонкам всего себя без остатка. Потом были созданы секции в механосборочном производстве (В.Диогрик, Н.Бахмуров, М.Гольд), в производственном управлении (В. Диогрик). Называем лишь те коллективы, чьи спортсмены побеждали в шоссейно-кольцевых гонках. В этом ряду и транспортное управление, где методом народной стройки, под угрозой выговоров за нецелевое расходование средств воздвигли капитальное здание лаборатории спортивно-гоночных автомобилей. Душой всего дела был В.Белозеров. Как и организаторы секций в других подразделениях, гонщик-кольцевик. Совпадение или закономерность?
        Нарушение монополии УГК на участие в кольцевых гонках состоялось вовремя. Побеждать за счет лучшего знания машины, ее конструктивных преимуществ становилось все труднее. В других городах гонщики тоже уже были с волжскими малолитражками "на ты". Выигрывать чемпионаты надо было "всем заводом" - силами одного подразделения, пусть и прекрасно оснащенного, могло и не получиться.
45 побед только на чемпионатах СССР в активе гонщиков ВАЗа! Имена Николая Бахмурова (МСП), Владимира Егорова (ЛСГА), Бориса Маслова  и Богдана Хицяка и Михаила Богатырева (СКП), Сергея Летягина (ЦПУ), Сергея Белозерова и Александра Нуждина (УГК), как и других кольцевиков, вписаны в историю отечественного автоспорта.
        Ну а если говорить о лидерах, то в первую очередь вместе с Богатыревым следует отметить воспитанника секции МСП Юрия Кацая, ныне начальника бюро скоростных видов гонок управления форсированных испытаний, 5-кратный чемпион СССР, победитель двух спартакиад народов СССР, чемпион по ипподрому 1990 г. Гонщик, ставший 3-м на чемпионате Италии за рулем "Альфа-Ромео". Выступая в Кубке дружбы соцстран, он не только повторил достижение Виталия Богатырева, который трижды был вторым по сумме этапов, но в 1989 г. завоевал почетный трофей. Такое, пожалуй, удавалось сделать лишь москвичу А.Григорьеву, так трудно было соперничать с чехами на их "Шкодах".
        "Мы гонялись не за пряники". Так, имея в виду дорогие призы, которых тогда не вручали, говорил неоднократный чемпион Союзах по "кольцу" и ипподрому Николай Бахмуров. Под этими словами могли бы подписаться все гонщики близких и далеких 70-80-х годов.
        В год столетия российского автоспорта полезно вспомнить марки машин победителей первого чемпионата РСФСР 21 сентября 1924 г.: "Опель", "Штейер", "Мерседес", "Бенц". Но и сегодня, при наличии в стране развитой автопромышленности, на кольцевых трассах правят бал иномарки.
        И все-таки будем оптимистами. Шоссейно-кольцевые гонки на ВАЗе возрождаются. Кубок "Лада" - тому подтверждение. Организация столь масштабного мероприятия - свидетельство того, что клубу "Лада-автоспорт", созданному недавно под крылом управления форсированных испытаний ГенДР, многое по плечу. Здесь же родилась спортивная "десятка", которая может произвести переоценку ценностей на автодромах России и за рубежом. И наконец, на заводе есть гонщики, готовые принять победную эстафету от своих предшественников.



Владимир Бунас
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"