Бесконечные конвейера ВАЗа

Работа  вазовских конвейеров - индикатор состояния экономики не только самого завода, но и всего российского государства. Миллионы россиян, от шахтеров Кемерово и  металлургов Магнитки до текстильщиков Иваново и приборостроителей Курска работают на эти конвейера.
         Миллионы россиян ездят на "Ладах", "Самарах", "Нивах" или мечтают купить тольятинские малолитражки.
         Ладятся дела в стране, получают люди заработанное ,- не  в кубышки прячут рубли,- обзаводятся долгожданной "шестеркой, "девяткой",  а то и престижной "десяткой" с вазовской "Ладьей" на радиаторе.
 В 1997 году абсолютный рекорд поставлен: более 740 тысяч малолитражек изготовил и продал "АВТОВАЗ", почти 11 триллионов рублей только прямых налогов акционерное общество и его труженики лично перечислили государству.
         Лихорадило Россию в 1998 году - пришлось и ВАЗу перейти на односменку, снизить годовой план до 620 тысяч машин.
         За 8 месяцев, тем не менее, отгружено потребителям 417 автомобилей, в том числе 40  тысяч ВАЗ-2110, более полутора тысяч ВАЗ-2115, полтораста универсалов ВАЗ-2111. Но Волжский автогигант не только сам на плаву держится, -  еще и другим заводам помогает.
         В Сызрани с фирмой "РосЛада" организована сборка ВАЗ-2106 на бывшем оборонном предприятии. В Ижевске начато производство Иж-2126 с вазовским силовым агрегатом. В Серпухове и Набережных Челнах "Оку" ВАЗ-1111  с модификациями выпускают;   опять - таки механика машин - из Тольятти.
 С начала сентября - вновь тревожная аритмия в работе главных конвейеров. До 70 заводов-смежников балансируют на грани остановки. То нет стекол, то жгутов проводов, то приборов, то пластмассовых изделий...
         Ведь до двух с половиной тысяч наименований комплектующих в каждом "жигуленке". За первую декаду сентября пять тысяч машин попали в "калашные" ряды некомплектных и не могут быть проданы.
 Тромбы  в российских финансовых потоках, вакханалия цен, паралич экспортно-импортных операций, паника обманутого населения, готового вложить сбереженный рубль во что угодно, лишь бы не сожрала инфляция -  симптомы  серьезного  недуга  государства.
         Один из немногих российских заводов, сохранивший доперестроечный темп главных конвейеров, - 168 автомобилей в час, сегодня пытается выстоять сам и спасти смежников. В сентябре сборка ведется практически не по заказам рынка, а по наличию комплектующих. Не более востребованных, а более простых модификаций автомобилей.
         Почти 25 миллионов деталей каждый день должны точно в срок прийти от сотен смежников на главные конвейера ВАЗа. 20 % комплектующих поступают из-за границ России. Когда-то  поставки из капстран дублировались поставками из стран СЭВ, потом поставками из стран СССР, потом из стран СНГ. Новые кризисные явления заставляют спешно искать новых поставщиков только в России...
         Что дальше ?   На этот вопрос  в столице не ответит, похоже , никто.
         Можно быть уверенным только в одном: коллектив ВАЗа пережил своеобразный момент истины, когда приходят понимание полной жизненной зависимости благополучия каждого человека прежде всего от работы этих бесконечно длинных вазовских конвейеров,  начинающихся там за тысячи верст от Тольятти по всей России.


Владимир Исаков
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ".