Архивы: | 1999 | 1998 |

 Экспорт "Жигулей" должен возрасти

        Почему снизился спрос на "Жигули" и "Лады", почему сотни нераспроданных новеньких малолитражек стоят на региональных складах АО "АВТОВАЗ" в ожидании покупателей? Вот что сказал по этому поводу председатель совета директоров акционерного общества Владимир Каданников на встрече с журналистами в Тольятти 16 октября. По его словам, некоторая вялость продаж на внутреннем рынке, которая появилась в последнее время, напрямую связана с вопросами экспорта. "В начале года мы планировали поставить на экспорт 110 000 автомобилей, а в лучшем случае нам удасться экспортировать порядка 65 000. В результате внутренний рынок оказался перенасыщенным, на его долю пришлось больше машин, чем мы планировали, основываясь на маркетинговых исследованиях. Кроме того, за 9 месяцев завод выпустил сверх плана 22 000 автомобилей. Это тоже легло дополнительной нагрузкой на внутренний рынок. Но почему возникли проблемы с экспортом? Дело в том, что в этом году закончилась лицензия Центробанка, позволяющая АвтоВАЗу возвращать валюту за проданные автомобили не в течение 90 дней, предусмотренных соответствующим законом, а через 1,5 года. Технология реализации машин на экспорт не позволяет нам вернуть деньги в течение 90 дней. Только на дорогу, в зависимости от способов поставки, от завода до внешней границы с СНГ уходит от 4 до 6 месяцев. Если же отгрузка идет морем, то машины стоят еще и в порту, дожидаясь зафрахтованного судна. Когда автомобили поступают от дистрибьюторов к дилерам, то еще требуется время для предпродажной подготовки и, как правило, тюнинговых работ. И только после этого машины поступают в продажу, а деньги за них приходят на завод. Прежняя лицензия давала нам возможность, заключая контракты с зарубежными дистрибьторами, оговаривать более длительные, чем 90 дней, сроки возврата средств. По существу, мы их кредитовали. Это общемировая практика. На таких условиях дистрибьюторы могли брать большее количество автомобилей и имели возможность их реализовать. Тем более что действительная потребность внешнего рынка в нашей продукции превышает те 65 000 автомобилей, о которых я говорил. Пока в правительстве решался вопрос о продлении нашей лицензии (теперь это было в компетенции правительства, а не Центробанка), время ушло, и мы вынуждены были ограничивать своих дистрибьюторов 90 днями в части возврата средств. Количество закупаемых ими автомобилей снизилось, так как дилеры не молгли брать на себя такие риски, связанные с продажами. Это привело к тому, что мы не смогли законтрактовать весь объем предназначенных на экспорт машин, и они перегрузили в итоге внутренний рынок. Неделю назад вопрос с лицензией был практически решен. Видимо, мы получим возможность возвращать средства от реализации автомобилей за рубежом в течение года, считая с момента пересечения ими границы России. Это позволит нам увеличить объем экспортных поставок, но уже со следующего года. Уменьшится и нагрузка на внутренний рынок". 


Владимир Бунас,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".
22.10.99