Автомобилей, как и денег, не может быть слишком много. Это подтверждает
и город Тольятти: уставший уже, казалось бы, от автомобильной темы, да
и просто от столпотворения машин на улицах, он уже 5-й год подряд проводит
в конце октября свой международный автосалон. Нынешний прошел с 20 по 24
октября.
Гордое наименование "международный" салону обеспечивают расторопные дилеры,
выставляющие на обозрение зрителей сверкающие лаком "Мазды", "Форды", "Дэу",
"Вольво", "Фольксвагены". Но пусть меня простят сегодня эти именитые иностранцы.
Как магнитом посетителей влечет в ту сторону, где прижавшись к полу, словно
пантера перед прыжком, стоит эффектный ярко-желтый двухдверный кабриолет
с двигателем "Порше". "Это какой же фирмы?" - теснится народ. - "Никакой,
- отвечают самые проворные, успевшие прочитать табличку с краткой характеристикой
машины, - это наш Юрий Костюкович из управления форсированных испытаний
ВАЗа у себя в гараже сделал".
Кабриолет с черным тентом, среднемоторный, двухместный стал сюрпризом для
многих коллег Юрия Васильевича, и не догадывавшихся о его увлечении. В
свое время "АвтоВАЗ" много внимания уделял творчеству "самодельщиков",
идеи которых могли бы подпитывать фантазию штатных инженеров-конструкторов.
По соседству с Волжским автозаводом для "самодельщиков" даже корпус специальный
был выстроен. Немало любопытных конструкций вышло из-за его порога, но
то, что сделал Костюкович, выполнено на таком высоком профессиональном
уровне, что вполне может ввести в заблуждение не слишком искушенных любителей
зарубежных автомобилей.
У тольяттинского салона свое лицо, отличающее его от чопорных Московского
и Санкт-Петербургского. С одного фланга просторного футбольного манежа,
где он проводится, - музыканты симфонического оркестра, своими мелодиями
усиливающие ощущение всеобщего праздника. С другого фланга на отвоеванном
у четырехколесных монстров пятачке, за сеткой, как ни в чем не бывало,
гоняют мяч футболисты местной команды мастеров - ни дня без спорта. Мазурки
Шопена, оглушительная реклама выставленных экспонатов по радиотрансляции,
удары по мячу, голоса людей - атмосфера незабываемая.
Свыше 50 фирм и предприятий, в том числе из других городов, приняли участие
в 5-м автосалоне. На стендах и в киосках - все, что связано с автомобилями,
но, конечно, бал правят сами четырехколесные красавцы. В который уже раз
поражаешься мастерству умельцев, занимающихся тюнингом. Совершенно преображенную
"Оку" представила, например, тольяттинская фирма "Спецавто". Круглые фары,
новый капот и бамперы, измененная панель приборов, облицовка порогов и
колесных арок. Это постарались дизайнеры "АвтоВАЗа" (Юрий Верещагин и др.)
при содействии "Спецавто". Рядом - другая версия "Оки", здесь с фирмой
"Авто-плюс" сотрудничал мастер по художественному конструированию Никита
Матюхин. Автомобильчик - глаз не оторвать. Ребята из фирмы еще не знают,
будут ли они развивать это направление, а жаль. При нынешней дороговизне
бензина микролитражки скоро могут быть нарасхват.
Очень представительной, по обыкновению, была экспозиция "АвтоВАЗа" и его
фирм-спутников. Многие посетители задерживались у полноприводного, рамной
конструкции варианта "ВАЗ-2111" под названием "Тарзан". "Не продается,
- разводит руками замдиректора фирмы "Лада-Консул" Игорь Куницын. - Не
сертифицирован еще. А вот "Тарзаны" с кузовом от "восьмерки" или "девятки"
продаем, спрос есть".
Между тем и на самом "АвтоВАЗе" появился свой "Тарзан" - автомобиль "ВАЗ-21116".
Тоже на базе "одиннадцатой", тоже полноприводный, но с двигателем "Опель"
объемом 2,0 литра. "Мы не стали ставить кузов на раму, чтобы не утяжелять
машину, - говорит зам. главного конструктора АО "АвтоВАЗ" Владимир Губа,
- кузов у нас несущей конструкции, к прочности его вопросов нет. Каковы
перспективы машины? Когда полный привод сочетается с комфортабельностью
и кузовом "универсал", это мечта автомобилиста".
"ВАЗ-21116" был самой новой новинкой на автосалоне, но и другие модели
вроде "Консула", "Премьера", "Скорой помощи" и наделавшего шуму на Парижском
салоне концепт-кара "Рапан" многим тольяттинцам были знакомы разве что
по журнальным картинкам. Здесь они могли увидеть машины "живьем", ведь
не зря первый вице-президент АО "АвтоВАЗ" Николай Ляченков, открывая салон,
назвал его своеобразным отчетом перед жителями города.
... А в самом дальнем уголке волновалась у компьютеров детвора. Минута,
другая - и вот уже на экране проступает изображение автомобиля, подсказанное
детским воображением. Придумал это интересное занятие (юные посетители
с нетерпением ждут своей очереди) директор фирмы "АзБуки пресс" Александр
Баяндин. "Чего только не пишут о Тольятти, чего не придумывают, - говорит
он. - Ребята с малых лет привыкают видеть автомобиль в негативном, прозаическом
свете. Я же хочу, чтобы они на всю жизнь сохранили к нему трепетное чувство,
чтобы всегда помнили, что автомобиль - это труд тысяч людей, это красота,
это творчество".