Архивы: | 1999 | 1998 |

Автомобиль это не арбуз

         Трехстраничным "Распоряжением" премьера правительства Москвы и губернатора Московской области от 17 сентября с.г. в столице и области началось создание системы консигнационных автомобильных складов. "АвтоВАЗу" предлагается свою продукцию для московского региона поставлять не в дилерскую сеть, а на эти площадки. Столичный сюрприз особых эмоций на автогиганте не вызвал: "Документ этот ни к чему нас не обязывает. Мы живем в условиях рынка. Если это возврат к командно-распределительной системе, пусть нам дают жесткие фонды на новую технику, комплектующие, фиксированные тарифы на электроэнергию, а мы будем отгружать автомобили по указке сверху".
          Комментируя инициативу московских чиновников, вице-президент по маркетингу и торговле автомобилями АО "АвтоВАЗ" Владимир Кучай выразил мнение, что предлагаемая схема торговли через склады может отрицательно сказаться на стоянии рынка продаж московского региона, которому, как и остальным, путем кропотливой работы удалось придать в достаточной мере цивилизованный облик. "Сегодня завод влияет на рынок продаж с помощью 2-х основных показателей: объемов поставляемых автомобилей и цен на них. У каждого дилера свой сегмент рынка, свои квоты. Редкими стали визиты дилеров "со стороны", которые, беря за автомобили чуть меньше, могут обесценить усилия, затраченные на рекламу и сервис местными продавцами. И вот теперь "Стиномос" - некая доверенная фирма, которая будет заведовать складами и в чье распоряжение должны поступать автомобили. Я не знаю, куда будет продавать эта фирма. Может, в Калугу, может, в Нижний Новгород. Не знаю и по каким ценам. Судя по тому, что руководители "Стиномоса" за полгода с лишним (первое постановление о складах было принято еще 4-го марта) не нашли времени, чтобы встретиться с нами, рассказать о планах, посоветоваться, вряд ли они и в дальнейшем будут согласовывать с "АвтоВАЗом" свои действия". Еще большее несогласие Владимира Кучая вызывает позиция "Стиномоса" в отношении техобслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта. Сервис фирма доверяет СТО "АвтоВАЗа", а сама удовлетворяется скромной ролью продавца. Словом, вершки и корешки. "Здесь разорвана ответственность: продает один, а за эксплуатацию отвечает другой. Кто будет создавать в Москве инфраструктуру по обслуживанию автомобилей, соответствующую европейским образцам? Волжский автозавод? Тогда за счет чего? Вся торговая надбавка за продажу этих автомобилей остается в системе консигнационных складов, и в документе не написано, что они собираются делиться с заводом. Продать автомобиль - полдела. Весь вопрос в том, в какое поле мы запускаем автовладельца. Если он чувствует, что никому не нужен, то через 10 лет, когда придет срок замены автомобиля, он уже не сядет на нашу марку, он выберет другую. Нельзя рубить свое будущее. Мы обязаны каждый год создавать дополнительные условия для автовладельца - по увеличению гарантийного срока, по организации новых форм продаж - лизинг, в рассрочку, прием старых автомобилей в зачет новых и т.д. Как может консигнационный склад организовать эту работу? Никак. У нас сегодня в Москве нормальная дилерская сеть, большое количество дочерних предприятий техобслуживания. Дилерские фирмы и продают, и сервисом занимаются, как это делается во всем мире. Казалось бы им-то и надо создавать приоритеты, это в интересах москвичей. Но авторы "Распоряжения", похоже, думают лишь о том, чтобы сосредоточить автомобили на складах и взять тем самым под контроль торговлю машинами, а всем остальным пусть занимается кто-то".
          Озабоченность Владимира Кучая понятна. Московский регион - крупнейший потребитель вазовских малолитражек в стране, сюда их поставляется до ста и более тысяч в год. И если в местном автомобильном бизнесе возобладает принцип "после нас хоть потоп", недовольство владельцев машин обратится на "АвтоВАЗ".
           - Не понимаю, - говорит Кучай, - почему "для организации системы контроля за поступлением доходов от реализации автомобилей в бюджет города Москвы и бюджет Московской области" надо создавать громоздкую систему консигнационных складов? Автомобиль не арбуз, автомобиль стоит на учете в ГИБДД по номеру шасси и двигателя и его от налогов утаить невозможно, если налоговый контроль проводится нормально. В паспорте транспортного средства указывается продавец автомобиля, в счет-справке, которая остается в ГИБДД при регистрации, сумма, которую вы отдали за автомобиль. Контролируется все от начала до конца, и я не знаю, о каком дополнительном контроле может идти речь.
           Тем временем еще не созданные склады на страницах некоторых изданий обрастают небылицами, как в свое время летающие тарелки. Подчеркиваются их размеры ("громадные"), утверждается, что автомобили здесь будут продаваться "напрямую", "без посредников" и потому "дешево". И уж совсем все запуталось, когда представитель московского правительства сообщил, что склады будут задействованы только после согласия правительства РФ на погашению долга "АвтоВАЗа" перед федеральным бюджетом автомобилями. А как же "в целях организации контроля..."? Кстати, машины за долги - это предложение Москвы. Как в случае с адресными поставками автомобилей - на склады, так и в этом случае, с руководством АО "АвтоВАЗ" никто не консультировался. Но на "АвтоВАЗе" на это не в обиде. Здесь тоже любят сюрпризы. 



Владимир Бунас,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"