Архивы: | 1999 | 1998 |

Эволюция универсала: как рождается автомобиль ВАЗ-21116

        Далеко не каждый вазовец в курсе, что это за модель —"сто шестнадцатая". Седьмого октября состоялась не совсем обычная презентация этого автомобиля. Виновник события красовался в демонстрационном зале на поворотном круге. А дальнейшую судьбу и перспективы проекта обсуждали руководители дирекции по техническому развитию.
       Суть в том, что впервые на заводе создан полноприводный универсал оригинальной конструкции. Эта тема давно занимала умы вазовских специалистов. Было несколько попыток создания полноприводной модели на базе серийной модели с передним приводом (в частности, на стыке 80—90-х годов был прецедент изготовления на ВАЗе "восьмерки" с полным приводом).
       Наконец, в конце 1998 года было принято серьезное и отчасти рискованное решение: создать полноприводный универсал на базе собственных разработок.
      Для этой задачи была образована так называемая целевая группа конструкторов, компоновщиков и технологов департамента развития. Ведущим конструктором по этой теме стал В. Г. Классен. Как рассказал он на презентации, в процессе работы использовались знания о мировом опыте (игнорировать аналоги просто недальновидно) и — по возможности — современные методы проектирования. Трехмерная графика, компьютерная технология, математические модели.
     Скептики сомневались, что конструкция, сотворенная в сжатые сроки, в какие-то считанные месяцы, будет удачной. Но автомобиль собрался с первого раза —вопреки народной пословице "первый блин комом" и жизненному опыту, упрямо говорящему, что с первого раза в России ничего не собирается.
     Новую модель сравнили с базовой (ВАЗ-21113) по 10-балльной системе оценок. Комфорт, ходовые качества, скорость и прочие характеристики ВАЗ-21116, вне сомнения, оказались выше как минимум на 2 балла.
     Предполагается, что цена полноприводного универсала будет в "диапазоне" от 14 до 16 тысяч долларов. Зарубежные аналоги стоят, разумеется, больше (от 24 до 68 тысяч долларов).
     В чем же особенности конструкции новой модели? Экстерьер "одиннадцатой" модели остался практически без изменений. Несколько увеличились база и колея. Двигатель пока "неродной", двухлитровый 16-клапанный фирмы "Опель" (тот самый, что используется в популярной модели ВАЗ-21106).
     Чисто вазовскими оригинальными разработками можно назвать редуктор, карданный вал, заднюю подвеску и другие узлы.
     Как подчеркнул главный руководитель проекта, начальник управления проектирования автомобилей В.И. Губа, прямые затраты на этот проект были сравнительно минимальными и составили 1 миллион 300 тысяч рублей.
     В следующем году будут испытываться уже опытные образцы "сто шестнадцатой" модели. В перспективе возможен выпуск более тысячи автомобилей в год.
    Проект интересный. Чтобы он стал реальным, как считает советник вице-президента по техническому развитию Г. К. Мирзоев, необходимо разделить его на несколько этапов. И начинать с самого простого, усложнять задачу постепенно. Двигатель фирмы "Опель" необходимо со временем заменить на собственно вазовский 2-литровый двигатель, который уже создается.
     — Автомобиль, действительно, только рождается. Хорошо, что здесь ни у кого не возникает "шапкозакидательского" настроения, — сказал вице-президент по техническому развитию АО "АВТОВАЗ" К. Г. Сахаров. — Мы, конечно, будем работать над этой концепцией. В 2000 году необходимо провести достаточно широкий комплекс испытаний опытных образцов модели ВАЗ-21116.
    Остается добавить, что эта модель откроет новую нишу и будет самой перспективной в "десятом" семействе.



Диана Стуканова,
газета "Волжский автостроитель",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".