Далеко не каждый вазовец в курсе, что это за модель —"сто шестнадцатая". Седьмого
октября состоялась не совсем обычная презентация этого автомобиля. Виновник
события красовался в демонстрационном зале на поворотном круге. А дальнейшую
судьбу и перспективы проекта обсуждали руководители дирекции по техническому
развитию.
Суть в том, что впервые на заводе
создан полноприводный универсал оригинальной конструкции. Эта тема давно занимала
умы вазовских специалистов. Было несколько попыток создания полноприводной модели
на базе серийной модели с передним приводом (в частности, на стыке 80—90-х годов
был прецедент изготовления на ВАЗе "восьмерки" с полным приводом).
Наконец, в конце 1998 года было принято
серьезное и отчасти рискованное решение: создать полноприводный универсал на
базе собственных разработок.
Для этой задачи была образована так называемая
целевая группа конструкторов, компоновщиков и технологов департамента развития.
Ведущим конструктором по этой теме стал В. Г. Классен. Как рассказал он на презентации,
в процессе работы использовались знания о мировом опыте (игнорировать аналоги
просто недальновидно) и — по возможности — современные методы проектирования.
Трехмерная графика, компьютерная технология, математические модели.
Скептики сомневались, что конструкция, сотворенная
в сжатые сроки, в какие-то считанные месяцы, будет удачной. Но автомобиль собрался
с первого раза —вопреки народной пословице "первый блин комом" и жизненному
опыту, упрямо говорящему, что с первого раза в России ничего не собирается.
Новую модель сравнили с базовой (ВАЗ-21113) по 10-балльной
системе оценок. Комфорт, ходовые качества, скорость и прочие характеристики
ВАЗ-21116, вне сомнения, оказались выше как минимум на 2 балла.
Предполагается, что цена полноприводного универсала
будет в "диапазоне" от 14 до 16 тысяч долларов. Зарубежные аналоги стоят, разумеется,
больше (от 24 до 68 тысяч долларов).
В чем же особенности конструкции новой модели? Экстерьер
"одиннадцатой" модели остался практически без изменений. Несколько увеличились
база и колея. Двигатель пока "неродной", двухлитровый 16-клапанный фирмы "Опель"
(тот самый, что используется в популярной модели ВАЗ-21106).
Чисто вазовскими оригинальными разработками можно назвать
редуктор, карданный вал, заднюю подвеску и другие узлы.
Как подчеркнул главный руководитель проекта, начальник
управления проектирования автомобилей В.И. Губа, прямые затраты на этот проект
были сравнительно минимальными и составили 1 миллион 300 тысяч рублей.
В следующем году будут испытываться уже опытные образцы
"сто шестнадцатой" модели. В перспективе возможен выпуск более тысячи автомобилей
в год.
Проект интересный. Чтобы он стал реальным, как считает советник
вице-президента по техническому развитию Г. К. Мирзоев, необходимо разделить
его на несколько этапов. И начинать с самого простого, усложнять задачу постепенно.
Двигатель фирмы "Опель" необходимо со временем заменить на собственно вазовский
2-литровый двигатель, который уже создается.
— Автомобиль, действительно, только рождается. Хорошо,
что здесь ни у кого не возникает "шапкозакидательского" настроения, — сказал
вице-президент по техническому развитию АО "АВТОВАЗ" К. Г. Сахаров. — Мы, конечно,
будем работать над этой концепцией. В 2000 году необходимо провести достаточно
широкий комплекс испытаний опытных образцов модели ВАЗ-21116.
Остается добавить, что эта модель откроет новую нишу
и будет самой перспективной в "десятом" семействе.