Архивы: | 1999 | 1998 |

Уходящий год был достаточно удачным

         Так охарактеризовал работу АО "АВТОВАЗ" в 1999 году первый вице-президент-первый заместитель генерального директора акционерного общества Н. В. Ляченков на пресс-конференции, посвященной итогам года уходящего и планам на будущее.

         - Мы ожидаем выполнения всех запланированных на этот год показателей. Объем производства товарных автомобилей составит более 670 тысяч единиц. В сравнении с прошлым годом эта цифра возросла на 13,2%. Если говорить о денежном выражении произведенной продукции, то этот показатель увеличен по сравнению с прошлогодним на 20%.
         Определяющим показателем любого хозяйствующего субъекта является его эффективность, которая выражается прежде всего в затратах на один рубль товарной продукции. У нас в этом отношении также достаточно положительные результаты - затраты на рубль произведенного товара составили 78 копеек. Этот показатель также лучше прошлогоднего, что создает предпосылку для получения запланированного объема прибыли.
        Практически на уровне 1998 года осталась численность персонала. Мы сохранили в полном объеме все рабочие места как на основном предприятии, так и во всех дочерних компаниях.
        Что касается рынков сбыта нашей продукции. Сегодня АВТОВАЗ занимает практически 70% российского рынка продаж автомобилей. Несколько ниже, чем в прошлом году, производились поставки на экспорт - их объем составил порядка 50 тысяч автомобилей. Объясняется это объективными факторами потребностей внешнего рынка.
        Значительно изменилась схема реализации нашей продукции. В этом году в полной мере развернули свою деятельность региональные управления поставок. Фактически все крупные регионы России охвачены этой системой. Вокруг названных управлений формируются и работают дилеры. Таким образом, можно уверенно сказать, что предторговыми представительствами АВТОВАЗа охвачены сегодня все регионы России. Результатом такой деятельности стало значительное сокращение объема реализации автомобилей на тольяттинской площадке. Потоки перемещаются в Поволжье, Московский, Санкт-Петербургский, Сибирский, Дальневосточный регионы и прилегающие области.
       Особенностью последних месяцев работы АВТОВАЗа является некоторое снижение эффективности экономических показателей. Это объясняется тем, что, к сожалению, продолжается неуправляемый рост цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и различные виды услуг. Мы не можем повышать в той же мере цены на автомобили, т.к. должны ориентироваться прежде всего на покупательские возможности населения. Чтобы хоть каким-то образом стимулировать рынок, мы вынуждены были в конце года пойти на некоторое повышение скидок на автомобили, что, естественно, повлияло на доходы, получаемые от реализации. Таким образом, с одной стороны - увеличиваются затраты на производство, связанные с ростом цен на товары и услуги, с другой стороны - необходимость поддержания объема продаж ведет к тому, что приходится увеличивать скидки. Снижать цену автомобиля мы не можем, она остается прежней.
        Все вышесказанное я хочу проиллюстрировать некоторыми цифрами. По сравнению с августом 1998 года затраты на материалы и комплектующие изделия выросли в 2,5 раза. В то же время цены на автомобили увеличились всего в 1,7 раза. Вот показатель изменения эффективности работы АВТОВАЗа - затраты растут, а доход снижается. К сожалению, такая тенденция сохранялась и на протяжении всего нынешнего года. И если сравнить январь 1999 года с декабрем, то видно, что цены на все товары и услуги выросли более чем в 1,5 раза (50%), а цена на автомобили - только на 30%. В этих условиях руководство АВТОВАЗа принимает энергичные меры для того, чтобы прежде всего минимизировать потери и затраты, имеющие место в хозяйственной деятельности всех наших подразделений. Ведется постоянная работа и со смежниками, направленная на то, чтобы сдерживать рост цен на материалы и комплектующие изделия.
        Продолжается на АВТОВАЗе работа по созданию мощностей для производства автомобилей семейства ВАЗ-2110. В этом году будет произведено 115 560 автомобилей этого семейства, что значительно больше, чем в прошлом году, - фактически в 1,5 раза. Мы планируем в 2000 году выйти на полную проектную мощность производства "десяток". Это даст возможность значительно поправить экономику предприятия. Параллельно идет подготовка производства семейства новых автомобилей "Нива"-2123, а также автомобиля ВАЗ-2118, которые должны заме-нить соответственно старую "Ниву" и машины ВАЗ-2104, 2105 и 2107.
        ...Подводя итог проделанной АВТОВАЗом работы, можно сказать, что хотя уходящий год был для акционерного общества трудным во всех отношениях, но коллектив сумел преодолеть все сложности и завершить год достаточно успешно.
        Отвечая на вопросы участвовавших в работе пресс-конференции журналистов, Н.В. Ляченков рассказал о ходе проводимого в акционерном обществе реформирования производственно-хозяйственной деятельности....
         - Наша изначальна задача при проведении реформирования - не допустить сокращении рабочих мест.
         Мы ведем большую работу по выносу с территории АВТОВАЗа различных технологий, которые размещаем на привлеченных предприятиях Тольятти, Самары, Сызрани и других городов нашей области. Тут речь идет не о свертывании рабочих мест, а об их рассредоточении. На освобождающихся же площадях создаются новые технологии.
        Говоря об этапах paбoты по реформированию, надо сказать, что за последние полтора года была разработана вся концептуальная основа этой деятельности, определенны цели и задачи, обозначены сроки и т. д. Создана целая система по проведению реформирования. В этом году мы вплотную подошли к созданию управляющей компании, бизнес-единиц, центров ответственности. Идет упорядочение в управлении всем огромным капиталом АВТОВАЗа. Наша задача - изменить форму этого управления...
       Стратегическая же цель реформирования - это создание крупного финансово-промышленного холдинга, который имел бы высокую степень экономической устойчивости, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

       - Нынешние рождественские каникулы в банках будут несколько длиннее обычного. Как АВТОВАЗ в этих условиях планирует организовать работу с поставщиками, ведь платежи в этот период проводиться не будут?

       - Мы эту ситуацию проработали и все необходимые меры, чтобы не приостановить нашу работу и работу смежников, приняли. Согласованы все графики, какие-то заводы будут работать синхронно с нами, другие заранее накапливают комплектующие изделия. Поставки будут обеспечиваться в ритме работы АВТОВАЗа.

       - Нынешний год назывался определяющим в отношениях с "Опелем". Если "свадьба" не состоится, кто будет инвестировать новые проекты АВТОВАЗа?

       - Мы оптимистически смотрим на эту программу. Есть уверенность, что наша работа с "Опелем" закончится созданием совместного предприятия. Но мы всегда подстраховываемся. В данном случае речь идет о производстве новой "Нивы"-2123. У нас есть запасной вариант, и подготовка производства этого автомобиля ведется независимо от того, состоится или нет подписание соглашения. Новая "Нива" в любом случае встанет на конвейер. Финансирование производится за счет собственной прибыли, которая обеспечивает утвержденную советом директоров программу развития. Никаких инвестиций извне мы пока не имеем, и вся стратегическая политика АВТОВАЗа выстроена таким образом, что даже в случае непривлечения внешнего инвестора завод будет развиваться и ставить на производство новые модели.

        - Какие суммы тратит АВТОВАЗ на постановку на производство новых моделей?

        - Мы планируем на все пять лет, начиная с 2000 года, инвестировать в развитие по одному миллиарду рублей ежегодно, это 200 млн. долларов. Такой объем инвестирования позволит нам реализовать программы технического развития. В этом году объем финансирования тоже был близким к этой цифре.

        - Недавно в сборочно-кузовном производстве проходил аудит фирмы ЮТАК на соответствие международным стандартам качества ИСО-9002. СКП проверку выдержало. Что дальше ожидает завод, что дает ему получение сертификата качества?

         - Огромнейшая работа предстоит. После СКП начнется проверка остальных производств, инженерных служб. Каждое звено АВТОВАЗа должно быть аттестовано. А дает эта аттестация, во-первых, повышение имиджа. И не столько внутри России, сколько на мировом уровне, т.к. аттестация предприятия на стандарты ИСО - это показатель способности завода делать качественные автомобили. Во-вторых, мы подтянули в целом работу завода в этом направлении, начиная с качества конструкторской документации, организации рабочих мест, коснулись всех без исключения сфер производственной деятельности АВТОВАЗа. Очень много реализовано мероприятий в период подготовки к аудиту, и на этом останавливаться не будет никто. Сегодня работа над совершенствованием качества ведется непрерывно по системе ИСО, внедренной на АВТОВАЗе. Для нашего предприятия эти стандарты должны стать своеобразным законом, который необходимо неукоснительно соблюдать. То же самое касается и наших поставщиков. Некоторые из них уже проходят аттестацию, другие только готовятся.


Елена Демина,
газета "Волжский автостроитель"
пресс-центр АО АВТОВАЗ.
23.12.99