Архивы: | 1999 | 1998 |

Экспорт АВТОВАЗа: реалии и перспективы

         Скорректированный в силу объективных экономических причин внутреннего и внешнего рынков объем экспорта продукции АО "АВТОВАЗ" в 1999 году составит примерно 55 тысяч автомобилей. На          2000 год решением совета директоров эта цифра определена уже в пределах 100 тысяч. Также поставлена задача добиться увеличения экспорта за счет освоения новых рынков и расширения дилерской сени на уже существующих.
         О том, какой потенциал для этого имеется и что еще предстоит сделать, рассказывает исполняющий обязанности начальника управления внешних рынков АО "АВТОВАЗ" Владимир Кувшинов.
         
- Как сейчас выглядит дилерская сеть за рубежом?
          - Зарубежье мы подразделяем на два крупных, отличающихся друг от друга рынка - это рынки СНГ и рынки дальнего зарубежья. Последние включают и бывшие прибалтийские республики. По рынкам СНГ уже предприняты дополнительные меры, чтобы там активизировать продажу. И как показывает опыт 1999 года, мы значительно увеличили прямые поставки автомобилей, в частности, на Украину, в Казахстан и Азербайджан.
          На 2000 год также предполагается еще больше экспортировать нашу продукцию в те же Украину и Казахстан. Это наиболее емкие рынки. Определенные сложности есть по выходу на рынки среднеазиатских республик. Все расчеты за экспорт осуществляются в валюте. Так вот в ряде государств того региона есть определенные правительственные барьеры, которые не позволяют конвертировать и переводить эти средства за рубеж. Также там существуют и протекционистские меры, направленные на защиту своих производителей. Но сейчас эти проблемы решаются на уровне межправительственных комиссий. Есть определенные подвижки в Узбекистане. Например, по ввозу сюда продукции "УзДЭУ" и эквивалентного экспорта туда наших автомобилей.
          - Каков удельный вес в экспорте обоих рынков?
          - Примерно треть экспорта в этом году и процентов 35 в будущем приходится на рынки СНГ. Все остальное предполагаем на дальнее зарубежье с учетом освоения рынков, которые после распада СССР были потеряны. Здесь речь идет об африканском регионе - это Алжир, Ангола, Ливия. Через нашу компанию "LADA International" эти рынки будут осваиваться снова. Организована фирма в государстве Кот-д-Ивуар, и туда уже пошли первые поставки. Есть предположение, что будут охвачены и близлежащие регионы - Камерун, Ангола и так далее. Сменили партнера и возобновили поставки в ЮАР. Там хорошим спросом пользуется "Нива". На следующий год предполагается выход на рынки Ближнего Востока. Это Иран и - если будут послабления в международной блокаде - Ирак. В свое время там реализовывалось довольно большое количество наших автомобилей. Сейчас начата проработка Китая. Но рынок там довольно сложен. В этой стране за период реформирования экономики активизировались западные фирмы, появились их сборочные заводы, например, "Фольксваген" и "Пежо". Но через наше дочернее предприятие мы пытаемся организовать туда экспорт. Рынок там очень емкий. Возможно, будут по нему какие-то успехи в 2000 году.
          В конце этого года активизировали работу по рынкам Южной и Латинской Америки. Туда мы отгрузили порядка 3,5 тысяч автомобилей. - Какие модели экспортируются наиболее активно? - Тут по разным регионам свои ситуации. В основном, у нас сейчас большой спрос на семейство "десятки". Та предварительная кампания, которая предшествовала выходу на рынок этих моделей, дает хорошие результаты. И рост спроса на них дает хорошее увеличение экспорта.
          В январе планируется окончание подготовки производства автомобиля ВАЗ-2111. Эта машина очень хорошо сейчас воспринята на Западе, особенно в европейских странах, и по цене, и по своим потребительским качествам. Мы отправили первые опытные товарные партии для коммерческого представления этой машины во Францию и в Германию. Поэтому и здесь тоже ждем увеличения экспорта.
           - Совсем недавно были собраны первые 95 автомобилей ВАЗ-21215 "Нивы" с дизельным двигателем "Пежо". Какова их дальнейшая судьба?
           - Они были в программе подготовки экспорта ноября-декабря. Эту машину особенно просят южно-европейские страны - Испания, Италия, Франция, где есть определенные льготы на использование автомобилей с дизельными двигателями. Первая пилотная партия в 70 автомобилей должна уйти уже в этом месяце. Ну а на следующий год предполагается собрать уже около трех тысяч таких машин, потому что спрос на них очень хороший. Ими активно интересуется Германия. Так что рынок для этой модели есть.
          Здесь действует следующая система поставок. Закупку дизелей осуществляет итальянская фирма "Витторио Морторелли". Она является их собственником, завозит их в Россию в режиме таможенной переработки. Мы собираем эти автомобили и за вычетом стоимости двигателя эта "Нива" уходит к "Витторио Морторелли". А там уже эта фирма по своим контрактам с нашими импортерами продает этот автомобиль.
           - Сегодня завтра пойдет по главному конвейеру и ВАЗ-2112. Этой моделью каким-то образом рынок уже зондирован?
           - Любое пополнение гаммы "десяток", естественно, расширяет и рынок. Для них мы тоже находим покупательскую нишу. Первая пилотная партия планируется у нас в конце 2000 года. Машина будет представлена уже как модель 2001 года. Этот автомобиль должен быть соответствующим образом представлен в государственные учреждения западных стран, пройти определенную аттестацию, получить типовое разрешение с соответствующими условиями исполнения для этих рынков.
           - С кем на внешних рынках конкурируют вазовские машины?
           - Есть довольно серьезные конкуренты. Во-первых, это "Шкода". После заключения сделки с "Фольксвагеном" уменьшилась и себестоимость их производства. Также рядом с нами стоят по потребительским качествам и по ценовой нише автомобили "ФИАТ".
           - В свое время АВТОВАЗ столкнулся с серьезной проблемой реэкспорта своих автомобилей. Как сейчас с этим обстоят дела?
           - Если в одном месте можно было подешевле купить, а в другом - подороже продать, то и находятся желающие на этом заработать. Сейчас же появляются сообщения, что отсюда машины поступают в Польшу, Чехию, Венгрию. Это говорит о том, что цены на наши экспортные машины стали выше, чем в России. И "челнокам" выгоднее купить здесь и перегнать туда. Сейчас мы принимаем меры, чтобы урегулировать разницу.
         - Как сейчас выглядит сеть дочерних структур АВТОВАЗа за рубежом?
         - Свое присутствие в виде дочерних предприятий мы сохранили в Испании, Португалии, Франции, Чехии, Венгрии, Италии, Финляндии. И даже в Канаде, хотя североамериканский рынок очень сложен. Уже из-за того, что спрос на автомобили нашего класса там невелик. В Бельгии, Дании, Голландии, Германии реализующие наши автомобили фирмы практически независимы. Есть смешанные капиталы - в Италии, например. А превалирует в экспорте на сегодняшний день Турция. Самый большой объем поставок в этом году - порядка 12 тысяч автомобилей - мы осуществили в эту страну. Запросы на следующий год возрастут. Несмотря на то, что там присутствует продукция всех западных автостроительных фирм, включая и японские компании, да плюс еще шесть своих сборочных производств, наш автомобиль выдерживает конкуренцию. А реализует вазовские машины независимая фирма "Челик мотор". Этот партнер работал с нами еще в "советские" времена. Продолжает сотрудничать и сейчас.
         На рынке СНГ с вазовской продукцией работает фирменная сеть "АВТОВАЗтехобслуживание". Сейчас эти предприятия в очень сложном финансовом положении. Но мы пытаемся возродить.
         - Не опасаетесь ли вы конкуренции на западных рынках с другими российскими производителями?
         - А их там нет пока. Чтобы сделать автомобиль для того рынка, необходимо провести огромную работу по соответствию всем международным требованиям. Пока ни "Москвич", ни "Волга" на это не тянут. Если в Европе появляется "Газель", то уже с двигателем "Пежо", с соответствующими изменениями в ходовой части и подвеске. Процесс завоевывания западного рынка очень сложный и практически невыполнимый в течение 5-ти, а то и 10-ти лет.


Евгений Веретин,
Пресс-центр АО АВТОВАЗ.
29.12.99