Галина Волчек, главный режиссер "Современника",
задумав поставить "Три товарища", обратилась к руководителям нашего завода с
необычной просьбой. Театру нужен был настоящий, один к одному, автомобиль "Карл"
— одно из действующих "лиц", четвертый "железный" товарищ трех героев романа.
Это о нем писал Ремарк:
"Это был... очень странный предмет на четырех колесах...
гоночная машина Отто Кестера — гордость нашей мастерской. Однажды
на аукционе Кестер купил по дешевке старую колымагу с высоким кузовом. Присутствовавшие
специалисты, не колеблясь, заявили, что это занятный экспонат для музея истории
транспорта.
...Мы назвали машину "Карл". "Карл" — призрак шоссе.
При виде "Карла" любителей быстрой езды охватывал неудержимый
азарт. Никто не подозревал, что за его наружностью скрывается "могучее сердце
гоночного мотора".
"Карл" дразнил самоуверенных лихачей и бывалых гонщиков, а
затем обгонял и побеждал в этих гонках.
Когда
одному из друзей нужна была экстренная помощь (на грани смерти была его любимая
девушка), именно "Карл" выдержал бешеную гонку в тумане под дождем, гонку в
240 километров.
Но в романе нет точного описания, что это была за модель. Оставалось
только одно: создать собирательный образ, характерный автомобиль 20-х годов, "знак
того времени".
Эту задачу удалось с блеском выполнить специалистам дизайн-центра.
Причем все участники этой уникальной творческой работы делали ее с интересом,
присущим азарту истинных профессионалов.
— Я получил большое удовольствие от этой работы, — рассказывает
начальник КБ, ведущий дизайнер Владимир Степанов. — Здесь была неизвестность во
всем — не было ни аналога, ни подробностей в романе. Без макета, сразу в металле,
делать такую модель было очень сложно... Делаешь и волнуешься: все ли правильно
ты предвидел, предугадал?..
Романтизм был на стадии поиска образа ретро-автомобиля (затем, как
это всегда бывает, пошли просто черные будни, проза воплощения замысла).
Дизайнерам пришлось не только "штудировать" роман. Разумеется, они
изучали и аналоги автомобилей 20-х годов. Владимир Степанов показал мне фоторепродукцию
"героев шоссе" тех лет. Да, нам такие автомобили знакомы по фильмам о том времени.
В образе "призрака шоссе" воплотились самые характерные черты автомобилей
начала века.
Предстояла ювелирная, штучная работа, и даже в "прозе" требовалось
творчество: эта уникальная модель была испытанием профессионализма, опыта и мастерства
специалистов дизайн-центра.
"Карла" творили в урочное и неурочное время, вечерами, по выходным
дням. Люди поговаривали, что это была одна из самых интересных в истории дизайн-центра
работа — из тех, что "для души".
Получилось почти по роману: "Ленц утверждал, что "Карл" воспитывает
людей. Он, мол, прививает им уважение к творческому началу.,.". (Впрочем, в любом
случае уважение к творчеству — суть и основа работы дизайнеров). Но, действительно,
"Карл" был не просто "поделкой", а любимой "игруш- кой", которую нельзя сотворить
без творчества.
... Даже если знаешь всю историю новорожденного "Карла", возникает
странное чувство: будто этот автомобиль приехал из Германии начала века, а ты,
дитя конца века, стоишь перед ним и благоговейно "вдыхаешь" аромат того времени...
Наш вазовский "Карл" — удивительный, потому что он дразнит воображение, фантазию
и мечты...
Стоит ли говорить, какой это роскошный подарок театру:
абсолютно безвозмездный, ведь это — благотворительная помощь "Современнику".
Жизнь — театр, люди — актеры... И автомобили, бывает, рождаются
только для сцены.