Финансовая ситуация в России опрокинула представление
о зиме как традиционном мертвом сезоне в продаже автомобилей. Даже
в дни новогодних и рождественских праздников шла доукомплектовка и отгрузка
оптовым заказчикам вновь ставших дефицитными “Лад”, “Самар”, “ Нив”,
бестселлеров сезона- автомобилей семейства ВАЗ-2110 и “Самары-2”
ВАЗ-2115.
Но эти неожиданные хлопоты не огорчили вазовцев. Хороший спрос
на малолитражки позволил погасить долги по зарплате, рассчитаться с текущими
налогами, поправить отношения со смежниками.
Первую декаду января также удалось завершить с опережением
графика по отгрузке товарной продукции.
Не сглазить бы !
Тем более, что в 1998 году удалось с величайшим
трудом изготовить и продать лишь 594 516 автомобилей, собранных в Тольятти.
Три четверти того, что планировали в начале года. И поневоле вспомнишь
мудрого Расула Гамзатова: “Не вини коня, - вини дорогу” прежде,
чем спросить со снабженцев, финансистов, дилеров, цехового начальства,
или с того, кто в спецовке на конвейере за всех в ответе,
крайний.
К счастью, стихи те на ВАЗе не забыты и без нужды здесь не спешат
суд чинить. Хотя, конечно, не только государственным чиновникам достается
на директорских совещаниях, в рабочих курилках и на профсоюзных
конференциях. Потому, что, как ни крути, а не получается чудо
совершить. Балансирует АВТОВАЗ, чтобы не остановить конвейеры. Иначе не
получается . Да и нельзя иначе. Как -никак, даже в не очень-то удачном
1998 году более, чем на 20 миллиардов рублей изготовлено продукции,
9,7 миллиарда рублей налогов государству перечислено. Только
в городскую казну Тольятти 600 миллионов рублей завод дал.
Потому и считаются с АВТОВАЗом, что вопреки обстоятельствам работают
его конвейеры.
А в 1998 сходила с них не только все еще уважаемая
в России автомобильная заднеприводная “классика”, но и 62 821 автомобиль
ВАЗ-2110, и 57 981 “Нива” ВАЗ-21213 и 175 тысяч малолитражек под общим
названием “Самара”.
Внесло свою лепту и опытно-промышленное производство- 8 739 автомобилей.
Среди них ВАЗ-2131 и ВАЗ-2115, ВАЗ-2111 и ВАЗ-21103, ВАЗ-2120 и ВАЗ-21106.
Было бы не справедливым не сказать о том, что более 4 тысяч автокомплектов
отправлено в город Сызрань, где фирмой “РосЛада” ведется сборка
ВАЗ- 2106.
Три тысячи комплектов вазовских узлов и агрегатов
получил в 1998 году для сборки автомобилей ИЖ-2126 Ижевский
машиностроительный завод.
Более 31 тысячи автомобилей “Ока” собраны при участии цехов
ВАЗа в Серпухове и Набережных Челнах.
22 тысячи двигателей ВАЗ-2106 и 82 тысячи колес отгружены все
в том же 1998 году в столицу акционерному обществу “Москвич”.
Запасные части к автомобилям, технологическое оборудование,
оснастка, инструменты режущие и калибры, услуги на сотни миллионов
рублей- это тоже товарная продукция АВТОВАЗа, та, что кормит не только
заводчан...
Подводя итоги 1998 года, вспоминаются цифры статистики, факты
хроники и, конечно, - встречи с людьми.
Не менее значимым для понимания нынешнего положения АВТОВАЗа
кажется высказывание жителя Петербурга, одного из наших деловых партнеров:
“ВАЗ который год пытаются обанкротить и обесценить, вытеснить с рынков,
уничтожить морально и экономически. А завод держится, как Сталинград. Мы
в Питере восхищаемся стойкостью вазовцев. Это и нам пример”.
Жизнь наша вряд ли сама по себе станет проще и легче. Прав тот
питерец: отступать-то уже действительно некуда. Не только АВТОВАЗу.
Всей России.