АВТОВАЗ:
публицистическое послесловие к итогам 1998 года
Финансовая ситуация в России опрокинула представление
о зиме как традиционном мертвом сезоне в продаже автомобилей. Даже
в дни новогодних и рождественских праздников шла доукомплектовка и отгрузка
оптовым заказчикам вновь ставших дефицитными “Лад”, “Самар”, “ Нив”,
бестселлеров сезона- автомобилей семейства ВАЗ-2110 и “Самары-2”
ВАЗ-2115.
Но эти неожиданные хлопоты не огорчили вазовцев.
Хороший спрос на малолитражки позволил погасить долги по зарплате, рассчитаться
с текущими налогами, поправить отношения со смежниками.
Первую декаду января также удалось завершить
с опережением графика по отгрузке товарной продукции.
Не сглазить бы !
Тем более, что в 1998 году удалось с
величайшим трудом изготовить и продать лишь 594 516 автомобилей,
собранных в Тольятти. Три четверти того, что планировали в начале
года. И поневоле вспомнишь мудрого Расула Гамзатова: “Не вини коня,
- вини дорогу” прежде, чем спросить со снабженцев, финансистов, дилеров,
цехового начальства, или с того, кто в спецовке на конвейере
за всех в ответе, крайний.
К счастью, стихи те на ВАЗе не забыты и без нужды
здесь не спешат суд чинить. Хотя, конечно, не только государственным
чиновникам достается на директорских совещаниях, в рабочих
курилках и на профсоюзных конференциях. Потому, что, как ни крути,
а не получается чудо совершить. Балансирует АВТОВАЗ, чтобы не остановить
конвейеры. Иначе не получается . Да и нельзя иначе. Как -никак, даже
в не очень-то удачном 1998 году более, чем на 20 миллиардов рублей
изготовлено продукции, 9,7 миллиарда рублей налогов государству перечислено.
Только в городскую казну Тольятти 600 миллионов рублей завод
дал.
Потому и считаются с АВТОВАЗом, что вопреки обстоятельствам
работают его конвейеры.
А в 1998 сходила с них не только все
еще уважаемая в России автомобильная заднеприводная “классика”,
но и 62 821 автомобиль ВАЗ-2110, и 57 981 “Нива” ВАЗ-21213 и 175 тысяч
малолитражек под общим названием “Самара”.
Внесло свою лепту и опытно-промышленное производство-
8 739 автомобилей. Среди них ВАЗ-2131 и ВАЗ-2115, ВАЗ-2111 и ВАЗ-21103,
ВАЗ-2120 и ВАЗ-21106.
Было бы не справедливым не сказать о том, что более
4 тысяч автокомплектов отправлено в город Сызрань, где фирмой “РосЛада”
ведется сборка ВАЗ- 2106.
Три тысячи комплектов вазовских узлов и
агрегатов получил в 1998 году для сборки автомобилей ИЖ-2126
Ижевский машиностроительный завод.
Более 31 тысячи автомобилей “Ока” собраны
при участии цехов ВАЗа в Серпухове и Набережных Челнах.
22 тысячи двигателей ВАЗ-2106 и 82 тысячи колес отгружены все
в том же 1998 году в столицу акционерному обществу “Москвич”.
Запасные части к автомобилям, технологическое
оборудование, оснастка, инструменты режущие и калибры, услуги на
сотни миллионов рублей- это тоже товарная продукция АВТОВАЗа, та, что кормит
не только заводчан...
Подводя итоги 1998 года, вспоминаются цифры статистики,
факты хроники и, конечно, - встречи с людьми.
Не менее значимым для понимания нынешнего положения
АВТОВАЗа кажется высказывание жителя Петербурга, одного из наших деловых
партнеров: “ВАЗ который год пытаются обанкротить и обесценить, вытеснить
с рынков, уничтожить морально и экономически. А завод держится, как Сталинград.
Мы в Питере восхищаемся стойкостью вазовцев. Это и нам пример”.
Жизнь наша вряд ли сама по себе станет проще и легче.
Прав тот питерец: отступать-то уже действительно некуда. Не только АВТОВАЗу.
Всей России.
Владимир Исаков,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"