АВТОВАЗ:  публицистическое послесловие  к итогам 1998 года

 
    Финансовая ситуация  в России опрокинула представление о зиме как традиционном мертвом сезоне  в продаже автомобилей. Даже в дни новогодних и рождественских праздников шла доукомплектовка и отгрузка оптовым заказчикам вновь  ставших дефицитными “Лад”, “Самар”, “ Нив”, бестселлеров сезона- автомобилей семейства ВАЗ-2110  и “Самары-2” ВАЗ-2115.
    Но эти неожиданные хлопоты не огорчили вазовцев. Хороший спрос на малолитражки позволил погасить долги по зарплате, рассчитаться с текущими налогами, поправить отношения  со смежниками.
    Первую декаду января также удалось завершить  с опережением графика по отгрузке товарной продукции.
    Не сглазить бы !
    Тем более, что  в 1998 году удалось  с величайшим  трудом изготовить и продать лишь 594 516 автомобилей, собранных в Тольятти. Три четверти того, что планировали  в начале года. И поневоле вспомнишь мудрого Расула  Гамзатова: “Не вини коня, -  вини дорогу” прежде, чем спросить со снабженцев, финансистов, дилеров, цехового начальства, или  с того,  кто  в спецовке на конвейере за всех в ответе, крайний.
    К счастью, стихи те на ВАЗе не забыты и без нужды здесь не спешат суд  чинить. Хотя, конечно, не только государственным чиновникам достается на директорских совещаниях,   в рабочих курилках и на профсоюзных конференциях. Потому, что, как ни крути,   а не получается чудо совершить. Балансирует АВТОВАЗ, чтобы не остановить конвейеры. Иначе не получается . Да и нельзя иначе. Как -никак, даже  в не очень-то удачном 1998 году  более, чем на 20 миллиардов рублей изготовлено продукции, 9,7 миллиарда рублей налогов государству перечислено. Только   в городскую казну Тольятти 600 миллионов рублей завод дал.
    Потому и считаются с АВТОВАЗом, что вопреки обстоятельствам работают его конвейеры.
    А в 1998 сходила  с  них не только все еще уважаемая   в России  автомобильная заднеприводная “классика”, но и 62 821 автомобиль ВАЗ-2110, и 57 981 “Нива” ВАЗ-21213 и 175 тысяч малолитражек под общим названием “Самара”.
    Внесло свою лепту и опытно-промышленное производство- 8 739 автомобилей. Среди них ВАЗ-2131 и ВАЗ-2115, ВАЗ-2111 и ВАЗ-21103, ВАЗ-2120 и ВАЗ-21106.
    Было бы не справедливым не сказать о том, что более 4 тысяч автокомплектов отправлено  в город Сызрань, где фирмой “РосЛада” ведется  сборка  ВАЗ- 2106.
    Три тысячи комплектов вазовских узлов  и  агрегатов получил  в 1998 году для  сборки автомобилей ИЖ-2126 Ижевский  машиностроительный завод.
    Более 31 тысячи автомобилей “Ока” собраны  при участии цехов ВАЗа в Серпухове и Набережных Челнах.
 22 тысячи двигателей ВАЗ-2106 и 82 тысячи колес отгружены все  в том же 1998 году   в столицу  акционерному обществу “Москвич”.
    Запасные части  к  автомобилям, технологическое оборудование, оснастка, инструменты режущие и  калибры, услуги на сотни миллионов рублей- это тоже товарная продукция АВТОВАЗа, та, что кормит не только заводчан...
    Подводя итоги 1998 года, вспоминаются цифры статистики, факты хроники и, конечно, -  встречи   с людьми.
    Не менее значимым для понимания нынешнего положения АВТОВАЗа кажется высказывание жителя Петербурга, одного из наших деловых партнеров: “ВАЗ который год пытаются обанкротить и обесценить, вытеснить с рынков, уничтожить морально и экономически. А завод держится, как Сталинград. Мы в Питере восхищаемся стойкостью вазовцев. Это и нам пример”.
    Жизнь наша вряд ли сама по себе станет проще и легче. Прав тот питерец: отступать-то уже действительно некуда. Не только АВТОВАЗу. Всей России.
 


Владимир Исаков,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"