Необычная миссия:
наши «Нивы» послужат мировой науке
Приключения нашей любимицы
"Нивы" — это история с географией. Она уже покоряла Северный полюс и горные
высоты, побеждала в престижных зарубежных ралли... И вот дан старт новому
путешествию, пожалуй, самому необычному.
Две "Нивы" — ВАЗ-2131 и
ВАЗ-21213 — в минувшее воскресенье, 10 января, отправились в путь, чтобы
в буквальном смысле послужить мировой науке.
Впечатляет благородство
миссии, которую нашим "Нивам" предстоит исполнить. "Интрига" путешествий
такова: в январе — апреле этого года будет проводиться третий европейский
эксперимент по исследованию состояния озонового слоя Земли. В этом уникальном
эксперименте принимают участие ученые 20 стран, в том числе — из России,
Франции, Швеции, Германии, Японии.
Основной комплекс исследований
будет вестись аппаратурой, установленной на высотных аэростатах. Эта уникальная
измерительная аппаратура будет работать на высоте 20 км и автоматически
фиксировать состояние озонового слоя. Затем аэростаты будут приземляться
на территории Швеции, Финляндии или России (в районе Кольского полуострова).
Поиск аппаратуры, которая
в конце концов отделяется от аэростата, будет идти с помощью вертолета.
А дальше в дело вступят наши "Нивы". Прицепы с аппаратурой они доставят
в центр космических испытаний, на полигон в город Кируна (Швеция). Предстоит
16 запусков аэростатов. Таковы условия эксперимента. Аэростаты будут лететь
из Швеции через Финляндию в Россию. Научную аппаратуру обратно в Швецию
"Нивы" будут возить неоднократно. Эта оперативная работа в зимний период,
в нестандартных условиях и на территории нескольких северных стран — великолепный
шанс для рекламы наших автомобилей.
Российские ученые с 1991
года участвуют в этих "озоновых" экспериментах и уже завоевали авторитет
в международном научном сообществе. Но российской команде понадобились
два современных автомобиля повышенной проходимости, способных транспортировать
прицепы массой до 1000 кг.
Выбор пал на "Нивы".
В связи с этим Центральная
аэрологическая обсерватория (ЦАО) России обратилась к руководству нашего
завода — и эта необычная просьба ученых была услышана.
Итак, две серийные "Нивы",
прошедшие обкатку (по 3000 км) в управлении дорожных испытаний и доводки
автомобилей, прибыли на старт, который символически проходил у стен родной
"шоколадки" под звон колоколов часовни (там как раз шла воскресная служба).
За рулем одной из них будет водитель-испытатель Сергей Алексеевич Воронов.
На ВАЗе он с 1971 года, так что опыт имеет солидный. В этой экспедиции
Воронов будет и водителем, и механиком.
Его спутником и вторым водителем
стал Дамир Менгазетдинов, научный сотрудник ЦАО.
Перед стартом я спросила Дамира об одной известной версии:
- Столько говорится сейчас
об озоновых "дырах", вплоть до того, что якобы аэрозоли, содержащие фреон,
разрушают озоновый слой... Так ли это?
- Нет. Природа озоновых
"дыр" до сих пор не ясна. Версия о фреоне сомнительна. Наш эксперимент
как раз и призван ответить человечеству: каково состояние озонового слоя
и в чем причины возникновения опасных "дыр" в защитном "зонтике" Земли...
- Счастливого пути! — пожелали
все мы участникам научной экспедиции. "Нивы" стартовали.
Они едут к Мурманску, в районе которого приземлятся первые аэростаты.
Этот международный эксперимент
будет в центре внимания прессы и телевидения.
Словом, у нас есть прекрасный
шанс — показать миру возможности вазовских внедорожников, особенно в экстремальных
условиях, с ценным научным грузом.
Мы будем ждать возвращения
наших "Нив" с надеждой: не подкачайте, родимые...
Диана СТУКАНОВА,
газета «Волжский автостроитель»,
пресс-центр АО «АВТОВАЗ».
Фото: Юрий Михайлин,
газета "Волжский автостроитель".