Борис Крупенков: “Мы сумели выжить, а значит, победить” 
Трудности для акционерного общества "АВТОВАЗ" начались задолго до 17 августа - еще в первой половине 1998 года. Сложившаяся на тот момент экономическая ситуация, в которой ввоз автомобилей в страну оказался выгодней вывоза, привела к затовариванию отечественного рынка подержанными иномарками. В 1996-м было ввезено 457 тысяч импортных автомобилей, а в 1997-м -уже 620 тысяч, из них только 20% новых. Цены на них были относительно низкими, что, естественно, затрудняло "АВТОВАЗу" сбыт своей продукции.

       О том, как удалось преодолеть “АВТОВАЗу" эти трудности и последующий августовский кризис, "Делу" рассказал директор по экономике АО "АВТОВАЗ" Борис Крупенков.
        - Если в 1997 году мы сумели продать свою продукцию, а это более 740 тысяч автомобилей, то в первом полугодии 1998 года начали испытывать серьезные сложности со сбытом. Мы были вынуждены перейти на 35-часовую рабочую неделю в одну смену.  И так работали два летних месяца - обычно самых популярных с точки зрения продаж.  Но нам удалось выровнять ситуацию, и с 17 августа предприятие приступило к работе по нормальной схеме, в две смены. После известных августовских событий возник ажиотажный спрос на вазовские автомобили, но при этом замерла банковская система. Мы предприняли все усилия, чтобы избежать больших финансовых потерь. И, в общем-то, нам удалось это сделать. Но деньги в этой ситуации не могли дойти до наших поставщиков. Поэтому мы были вынуждены отказаться от рублевых расчетов и снова вернуться к бартеру. И все-таки некоторые наши партнеры оказались не в состоянии на прежнем уровне обеспечивать "АВТОВАЗ", что не позволило нам произвести запланированное количество автомобилей: в сентябре было выпущено на 8700 машин меньше, чем планировалось, в октябре - на 4500. Пришлось заново восстанавливать всю систему смежников, и уже в ноябре автозавод практически справился с производственной программой. Однако сказалось вымывание оборотных средств у поставщиков. Поэтому мы не справились даже с уменьшенным годовым планом и выпустили вместо 611 тысяч автомобилей 594 тысячи.
        - Как изменялась ценовая   политика "АВТОВАЗа" в этот период?
        - Цены на наши автомобили мы держали стабильными с августа 1995 года до сентября 1998-го. С 10 сентября мы подняли их на 30%, а с 20 января - еще на 10 %. Даже это повышение не позволило в полной мере компенсировать рост цен на потребляемые ресурсы. Цены на импортные материалы, а их необходимо для изготовления одного автомобиля на сумму в 400 долларов, с августа выросли прямо пропорционально курсу - в 3,5 раза. Приблизительно на столько же подорожали у наших поставщиков алюминий, цинк, медные сплавы - они продают их исходя из цен, складывающихся на Лондонской бирже. Кроме того, ориентируясь на изменение индекса потребительских цен, с начала года мы на 52% увеличили заработную плату на предприятии, что тоже отразилось на себестоимости нашей продукции.
        - Какие планы у АО "АВТОВАЗ" на 1999 год?
        - С 1 апреля планируется перейти на 40-часовую рабочую неделю при двухсменном режиме, что позволит производить 657 400 автомобилей. Это, конечно, меньше, чем раньше, когда мы достигали уровня в 740 тысяч. Однако если спрос на нашу продукцию будет высоким, мы установим дополнительную рабочую смену в субботу. Конечно, кроме обеспечения производственной программы мы думаем и о перспективах. Сегодня на 90% подготовлены мощности для выпуска автомобилей семейства "десятки". В этом году мы собираемся удвоить производство этих моделей. Планируется изготовить 92,5 тысячи ВАЗ-2110, 25 тысяч ВАЗ-2111, а также 2,5 тысячи товарных автомобилей ВАЗ-2112.
        Готова к производству конструкция новой "Нивы" - ВАЗ-2123. Этот автомобиль будет пользоваться спросом у покупателей. Но постановка на производство этой модели обойдется в сумму порядка 400 млн. условных единиц.  Поэтому необходимо искать инвестора под этот проект либо растягивать процесс его реализации на три-четыре года. При этом вся прибыль, получаемая заводом, должна будет расходоваться только на это производство. В нынешнем году мы все же поставим на производство ВАЗ-2115, планируется выпустить 15 тысяч автомобилей этой марки.
         - Будет ли принципиально изменяться система продаж вазовских автомобилей?
        - Эти изменения уже начались. Ранее мы продавали 80-85% автомобилей только в Самарской области. А потом продукция по каналам, не управляемым нами, расходилась по всей России и за ее пределы. Поэтому мы создали на базе наших спецавтоцентров около двух десятков региональных управлений торговли. Всю техническую работу (предпродажную подготовку, приемку с вагонов, хранение, выдачу автомобилей и т. д. ) производят работники спецавтоцентров, а торгуем мы - "АВТОВАЗ" заключает договоры с партнерами, назначает цены. Таким образом в декабре была вывезена почти половина автомобилей с внутреннего рынка Тольятти, в январе планируется еще больше. Тем самым мы более-менее равномерно распределили свою продукцию по всем регионам России, избежав затоваривания рынка в Тольятти. Эта система работы помогает предприятию нормально пережить зимний спад объема продаж.  При стабилизации экономической ситуации в стране мы перейдем к работе от розничных цен. Сами начнем их декларировать, и наши дилеры не будут иметь права торговать по другим ценам. Кроме того, мы не отказываемся, а напротив, будем дальше продвигать наши автомобили на зарубежные рынки, в первую очередь в страны ближнего зарубежья. Из дальнего зарубежья наиболее перспективными представляются рынки стран Ближнего Востока.
        Определенные сложности в нашей работе возникают из-за того, что "АВТОВАЗ" является крупным недоимщиком перед федеральным бюджетом. Поэтому весьма трудно рассчитывать на инвестиции или крупные инвестиционные кредиты. Хотя, с другой стороны, "АВТОВАЗ" не столько крупный недоимщик, сколько один из крупнейших плательщиков налогов в России - в 1998 году предприятие выпустило продукции 0,9% от общего объема в Российской Федерации, а налогов заплатило 2% от полученных в России. На 1999 год по плану объем продукции - 1,7%, а налоги -1,9%. В прошлом году средняя налоговая нагрузка на валовой оборот в России была 10,8%, у "АВТОВАЗа"-22,9%.
        - Можно ли сказать, что 1998 год стал для АО "АВТОВАЗ" годом несбывшихся надежд?
        - Конечно, прошедший год был больше годом разочарований и несбыточных надежд, чем побед. Мы уменьшили объемы выпуска, соответственно потеряли в прибыли, рентабельности и не смогли в полной мере решить задачи развития. В то же время мы пережили кризис, и это очень важно. Мы пережили кризис продаж, неплатежей, банковской системы. Мы практически вовремя платим зарплату и рассчитываемся со своими смежниками - по нашей вине никто из них серьезно не пострадал. Кроме этого, "АВТОВАЗ" в основном рассчитался с бюджетами всех уровней. Мы сумели выжить, а в сегодняшних условиях это значит победить. Есть надежда на то, что мы сумеем обеспечить стабильность в своем коллективе, индексируя заработную плату, но в соответствии с заработанными средствами. То есть мы намерены сохранить удельный вес зарплаты в общем объеме реализованной продукции. При этом мы намерены завершить создание мощностей по производству "десятки" На треть будем выпускать современный автомобиль этого семейства, еще на одну треть - автомобиль, приемлемый для России и для экспорта - это малолитражки под общим названием "Самара" И треть мощностей будет задействована для производства "классики". Таким образом, в сегодняшних тяжелых условиях АО "АВТОВАЗ" остается для России современным заводом, и у нас больше поводов для оптимизма.



Сергей НАГАЕВ,
Еженедельник “Дело”.