О том, как удалось преодолеть “АВТОВАЗу" эти трудности и последующий августовский
кризис, "Делу" рассказал директор по экономике АО "АВТОВАЗ" Борис Крупенков.
- Если в 1997 году мы сумели
продать свою продукцию, а это более 740 тысяч автомобилей, то в первом
полугодии 1998 года начали испытывать серьезные сложности со сбытом. Мы
были вынуждены перейти на 35-часовую рабочую неделю в одну смену.
И так работали два летних месяца - обычно самых популярных с точки зрения
продаж. Но нам удалось выровнять ситуацию, и с 17 августа предприятие
приступило к работе по нормальной схеме, в две смены. После известных августовских
событий возник ажиотажный спрос на вазовские автомобили, но при этом замерла
банковская система. Мы предприняли все усилия, чтобы избежать больших финансовых
потерь. И, в общем-то, нам удалось это сделать. Но деньги в этой ситуации
не могли дойти до наших поставщиков. Поэтому мы были вынуждены отказаться
от рублевых расчетов и снова вернуться к бартеру. И все-таки некоторые
наши партнеры оказались не в состоянии на прежнем уровне обеспечивать "АВТОВАЗ",
что не позволило нам произвести запланированное количество автомобилей:
в сентябре было выпущено на 8700 машин меньше, чем планировалось, в октябре
- на 4500. Пришлось заново восстанавливать всю систему смежников, и уже
в ноябре автозавод практически справился с производственной программой.
Однако сказалось вымывание оборотных средств у поставщиков. Поэтому мы
не справились даже с уменьшенным годовым планом и выпустили вместо 611
тысяч автомобилей 594 тысячи.
- Как изменялась ценовая
политика "АВТОВАЗа" в этот период?
- Цены на наши автомобили
мы держали стабильными с августа 1995 года до сентября 1998-го. С 10 сентября
мы подняли их на 30%, а с 20 января - еще на 10 %. Даже это повышение не
позволило в полной мере компенсировать рост цен на потребляемые ресурсы.
Цены на импортные материалы, а их необходимо для изготовления одного автомобиля
на сумму в 400 долларов, с августа выросли прямо пропорционально курсу
- в 3,5 раза. Приблизительно на столько же подорожали у наших поставщиков
алюминий, цинк, медные сплавы - они продают их исходя из цен, складывающихся
на Лондонской бирже. Кроме того, ориентируясь на изменение индекса потребительских
цен, с начала года мы на 52% увеличили заработную плату на предприятии,
что тоже отразилось на себестоимости нашей продукции.
- Какие планы у АО "АВТОВАЗ"
на 1999 год?
- С 1 апреля планируется
перейти на 40-часовую рабочую неделю при двухсменном режиме, что позволит
производить 657 400 автомобилей. Это, конечно, меньше, чем раньше, когда
мы достигали уровня в 740 тысяч. Однако если спрос на нашу продукцию будет
высоким, мы установим дополнительную рабочую смену в субботу. Конечно,
кроме обеспечения производственной программы мы думаем и о перспективах.
Сегодня на 90% подготовлены мощности для выпуска автомобилей семейства
"десятки". В этом году мы собираемся удвоить производство этих моделей.
Планируется изготовить 92,5 тысячи ВАЗ-2110, 25 тысяч ВАЗ-2111, а также
2,5 тысячи товарных автомобилей ВАЗ-2112.
Готова к производству конструкция
новой "Нивы" - ВАЗ-2123. Этот автомобиль будет пользоваться спросом у покупателей.
Но постановка на производство этой модели обойдется в сумму порядка 400
млн. условных единиц. Поэтому необходимо искать инвестора под этот
проект либо растягивать процесс его реализации на три-четыре года. При
этом вся прибыль, получаемая заводом, должна будет расходоваться только
на это производство. В нынешнем году мы все же поставим на производство
ВАЗ-2115, планируется выпустить 15 тысяч автомобилей этой марки.
- Будет ли принципиально
изменяться система продаж вазовских автомобилей?
- Эти изменения уже начались.
Ранее мы продавали 80-85% автомобилей только в Самарской области. А потом
продукция по каналам, не управляемым нами, расходилась по всей России и
за ее пределы. Поэтому мы создали на базе наших спецавтоцентров около двух
десятков региональных управлений торговли. Всю техническую работу (предпродажную
подготовку, приемку с вагонов, хранение, выдачу автомобилей и т. д. ) производят
работники спецавтоцентров, а торгуем мы - "АВТОВАЗ" заключает договоры
с партнерами, назначает цены. Таким образом в декабре была вывезена почти
половина автомобилей с внутреннего рынка Тольятти, в январе планируется
еще больше. Тем самым мы более-менее равномерно распределили свою продукцию
по всем регионам России, избежав затоваривания рынка в Тольятти. Эта система
работы помогает предприятию нормально пережить зимний спад объема продаж.
При стабилизации экономической ситуации в стране мы перейдем к работе от
розничных цен. Сами начнем их декларировать, и наши дилеры не будут иметь
права торговать по другим ценам. Кроме того, мы не отказываемся, а напротив,
будем дальше продвигать наши автомобили на зарубежные рынки, в первую очередь
в страны ближнего зарубежья. Из дальнего зарубежья наиболее перспективными
представляются рынки стран Ближнего Востока.
Определенные сложности в
нашей работе возникают из-за того, что "АВТОВАЗ" является крупным недоимщиком
перед федеральным бюджетом. Поэтому весьма трудно рассчитывать на инвестиции
или крупные инвестиционные кредиты. Хотя, с другой стороны, "АВТОВАЗ" не
столько крупный недоимщик, сколько один из крупнейших плательщиков налогов
в России - в 1998 году предприятие выпустило продукции 0,9% от общего объема
в Российской Федерации, а налогов заплатило 2% от полученных в России.
На 1999 год по плану объем продукции - 1,7%, а налоги -1,9%. В прошлом
году средняя налоговая нагрузка на валовой оборот в России была 10,8%,
у "АВТОВАЗа"-22,9%.
- Можно ли сказать, что
1998 год стал для АО "АВТОВАЗ" годом несбывшихся надежд?
- Конечно, прошедший год
был больше годом разочарований и несбыточных надежд, чем побед. Мы уменьшили
объемы выпуска, соответственно потеряли в прибыли, рентабельности и не
смогли в полной мере решить задачи развития. В то же время мы пережили
кризис, и это очень важно. Мы пережили кризис продаж, неплатежей, банковской
системы. Мы практически вовремя платим зарплату и рассчитываемся со своими
смежниками - по нашей вине никто из них серьезно не пострадал. Кроме этого,
"АВТОВАЗ" в основном рассчитался с бюджетами всех уровней. Мы сумели выжить,
а в сегодняшних условиях это значит победить. Есть надежда на то, что мы
сумеем обеспечить стабильность в своем коллективе, индексируя заработную
плату, но в соответствии с заработанными средствами. То есть мы намерены
сохранить удельный вес зарплаты в общем объеме реализованной продукции.
При этом мы намерены завершить создание мощностей по производству "десятки"
На треть будем выпускать современный автомобиль этого семейства, еще на
одну треть - автомобиль, приемлемый для России и для экспорта - это малолитражки
под общим названием "Самара" И треть мощностей будет задействована для
производства "классики". Таким образом, в сегодняшних тяжелых условиях
АО "АВТОВАЗ" остается для России современным заводом, и у нас больше поводов
для оптимизма.