"Об уголовных делах узнаем из газет"  
        Нагнетание некоторыми СМИ обстановки вокруг АвтоВАЗа, одного из немногих полноценно работающих предприятий России, побудило его президента - генерального директора Алексея Николаева созвать 23 февраля брифинг для журналистов. Предваряя вопросы его участников, он дал общую характеристику положения дел на предприятии, отметив, что события, произошедшие в стране в августе, тут же отразились на АвтоВАЗе. Непомерно подскочили цены на все материалы и комплектующие, поставляемые заводу. АвтоВАЗ попытался стабилизировать ситуацию, регулируя цены на автомобили, но существует предел, выше которого увеличивать стоимость машин просто нельзя. В результате на сегодняшний день рост цен поставок на АвтоВАЗ составил 2,1 раза, а цена на автомобили и запасные части увеличилась лишь в 1,6 раза. Принимаются меры по снижению затрат на закупку сырья и материалов. Мы обращались к правительству, пытаясь, в частности, решить нашу проблему с металлургическими комбинатами, которые предпочитают в последнее время работать на экспорт. Наше мнение - правительство могло бы оказать поддержку тем немногим российским предприятиям, которые еще работают...
        Особенно большие трудности завод испытывал в начале года. Были простои, некомплектная сборка. Сейчас положение выправляется, хотя в разных изданиях публикуется информация о том, что до сих пор на АвтоВАЗе завал неукомплектованной и нереализованной продукции. Это неправда. Вся продукция продается практически прямо с конвейера.
        - Многочисленные попытки опорочить АвтоВАЗ не могут оставить нас равнодушными, - подчеркнул Николаев. - Уже в который раз некоторые издания пытаются придать АвтоВАЗу криминальную окраску, сделать его чуть ли не криминальным центром страны. Нельзя ставить знак равенства между многотысячным трудовым коллективом и кормящимися от автомобилей группировками. У нас действительно есть проблемы, но мы их никогда и ни от кого не скрываем. Напротив, мы неоднократно обращались в правоохранительные органы, полностью поддерживали работу МВД при проведении операции "Циклон".
        Непростая экономическая ситуация на заводе связана и с просроченными налоговыми платежами АвтоВАЗа, - сказал далее Николаев. - Мы уже не один год решаем проблему наших долгов с правительством, вернее, с несколькими правительствами. К сожалению, найти приемлемый для всех вариант не удалось. Каждое новое правительство ставит собственные задачи - то пытается продать АвтоВАЗ корейской фирме "ДЭУ", то сменить собственников. Сейчас объявлено о возбуждении уголовных дел. Мне не известно, что это за дела и против кого. По крайней мере, АвтоВАЗу, мне как генеральному директору и нашему высшему менеджменту не предъявлено никаких обвинений. Затем были даны ответы на вопросы.
        - Как вы планируете работать в условиях системного финансового кризиса, роста доллара и обнищания населения?
        - Есть простой выход. Неуправляемому росту цен на все материалы и комплектующие противопоставить такое же удорожание нашей продукции. Но кого такой вариант устроит? Поэтому я еще раз повторяю, что правительство должно понимать необходимость решения возникающих у работающих предприятий проблем. Ведь именно работающие предприятия поддерживают экономику страны.
        -  Что ждет АвтоВАЗ в случае невыполнения своих обязательств перед правительством, взявшим в залог 50 % акций плюс один голос?
        - Да, действительно в залоге у государства находятся наши акции. Правительство впоследствии будет ими распоряжаться по своему усмотрению, но этот процесс еще ни для кого не ясен. Чтобы получить настоящие средства за этот пакет стоимостью 16 миллиардов рублей, надо серьезно подумать. Мне пока не ясно, как государство сможет им распорядиться.
        - Прокомментируйте, пожалуйста, историю с песком.
        - Что касается пресловутого дела о песке, то я уже давал по этому поводу объяснения и прокуратуре, и следственным органам. Мы воспользовались несовершенством закона так же, как и многие другие предприятия до нас. Ничего противозаконного сделано не было. Кому было выгодно нагнетание атмосферы вокруг АвтоВАЗа и его руководства - судить не мне. Сделку с продажей песка мы расторгли, никакого ущерба АвтоВАЗ бюджету государства не нанес.
        - Ходят разговоры о наложении на АвтоВАЗ крупного штрафа...
        - Тут речь вот о чем. Мы до сих пор не смогли начать выплату реструктурированных на 10 лет долгов. Причина - невозможность осуществления этих выплат из-за снижения объемов работы предприятия. Правительство  Кириенко предложило нам подготовить проект возможных изменений сроков оплаты прежних долгов при условии проведения всех текущих платежей. Такой проект мы подготовили и передали в правительство в июле прошлого года. Но так как никаких решений не последовало, то сейчас нам  предъявляются претензии.  Налоговая служба, однако, уже сняла свои требования, так как идти по пути ареста имущества предприятия - это не выход из положения.
        - Будет ли руководство АвтоВАЗа предпринимать какие-то юридические действия против средств массовой информации, распространяющих лож-ную информацию?
        - Я - нет. Считаю, на это есть правоохранительные органы. Об открытии уголовных дел я узнал из газет. В официальных инстанциях мне было четко сказано, что ни одного уголовного дела против меня лично и других руководителей АвтоВАЗа не возбуждено.


Владимир Бунас,
пресс-центр АО «АВТОВАЗ»