Архивы: | 1999 | 1998 |


Станет ли популярным летающий автомобиль среди народных масс?

   Среди множества подразделений генерального департамента развития АВТОВАЗа есть и специальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей (РПД). История его возникновения относится к далекому апрелю 1974 года, когда первый вазовский генеральный Виктор Николаевич Поляков, поставив на ноги основное производство, обеспокоился перспективными разработками своего детища. Современная инженерная мысль дошла уже к тому времени до двух возможных типов силовых агрегатов будущего автомобиля: электродвигателя и роторного двигателя. О первом как-нибудь в другой раз. А 18 апреля приказом директора новое СКБ на заводе было создано. Руководить им стал ныне покойный Борис Сидорович Поспелов – заместитель технического директора. Тогда еще никто не знал, сколько взлетов и падений предстоит испытать коллективу СКБ за 25 лет.

У НИХ
    Первый образец был создан специалистами германской фирмы совместно с изобретателем Ф.Ванкелем. Было это в 1957 году. Буквально через шесть лет в Германии увидела свет первая серийная машина с двигателем Ванкеля. Несмотря на то, что роторно-поршневой двигатель имеет, как и все остальные его собратья, свои преимущества и недостатки, он, несомненно, обладает рядом специфических достоинств, дающих ему право на дальнейшую жизнь.
    РПД является, во-первых, очень компактным, легким, малошумным, а самое главное -имеет высокий уровень удельной мощности на единицу веса. Подвижные детали РПД совершают только вращательные движения, что дает возможность полного уравновешивания вращающихся деталей для работы при любых оборотах. К тому же в конструкции двигателя отсутствует подвижный газораспределительный механизм, создающий множество проблем с обычным шатунно-поршневым двигателем. Все это, вместе взятое, делает РПД значительно привлекательнее других типов двигателей.
    Хитроумные японцы, конечно, прочувствовали все выгоды и, купив у немцев лицензию, взялись выпускать свои автомобили с РПД. За 30 лет фирма выпустила на рынок свыше миллиона автомобилей спортивного класса.

У НАС

     В отличие от японцев денег на покупку лицензии у нас не было. Да мы и без нее обошлись. Наши специалисты изучили информацию и опыт многих разработчиков роторно-поршневого двигателя. Достали один из первых серийных немецких двигателей, разобрали, посмотрели, кое-что додумали сами, и через два года первый советский РПД мощностью в 70 лошадиных сил был готов. Наконец в 1979 году на одной из всесоюзных выставок вазовцы впервые продемонстрировали зрителям и коллегам "ВАЗ-21018" с самодельным РПД. По воспоминаниям специалистов, нe поддержав уровень машины необходимым сервисом, разработчики чуть было не угробили начатое дело. Выходили из строя уплотнители и подшипниковые узлы, одним из основных недостатков являлись никудышные показатели по выбросам СО. Надо сказать, что инструкторы не отчаялись. Дефекты искоренили. A от односекционного решили перейти к двухсекционному двигателю мощностью 120 лошадиных сил. Так появились современные виды вазовских двигателей Ванкеля.
    Сегодня на производственных мощностях СКБ и опытно-промышленного производства департамента развития ВA3a собирается 150 автомобилей с РПД в год. Ставят их на переднеприводное "девятое" семейство. В управлении форсированных испытаний изготовлена спортивная модификация "десятки" (190 лошадиных сил).
    Два года назад свои автомобили с РПД ВАЗ сертифицировал. Теперь они отвечают стандартам по расходу топлива и токсичности отработанных газов.
    Несмотря на кажущуюся мизерной цифру годового выпуска, конструкторы уверены, что спрос на внутреннем рынке на автомобили с роторным двигателем достаточно большой. Все, изготавливаемое здесь, продается моментально. Несмотря на то, что покупка обходится заказчику подороже, чем товар с традиционным двигателем, процентов на 15-20. Производство-то штучное! Однако производство автомобильных двигателей позволяет конструкторам решать свои технические и экономические проблемы, работая тем временем над другими более перспективными темами.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ

    Руководитель СКБ РПД Владимир Шнякин связывает будущее роторных двигателей с малой авиацией: самолетами, вертолетами, аэромобилями.
    — Мы хотим привнести в самолетный двигатель идеологию автомобильного производства, - говорит он. - Наша идеология упростит возможность как эксплуатации, так и покупки летательного аппарата. Позволит воспользоваться им большему количеству желающих. Пока же, к сожалению, авиация у нас - удел избранных.
    У вазовского СКБ уже давно есть и подходящие партнеры для совместного бизнеса (казанские вертолетчики, московские самолетчики, таганрогские "бериевцы" - авторы самолета-амфибии) и две собственные модели авиационного РПД - 416 и 426. Потенциальные заказы на наши двигатели поступили даже из Америки. Но, кроме автомобильной и авиационной тематики, вазовское СКБ работает и в других направлениях производства роторных двигателей. По заказу самарского КБ Кузнецова сегодня здесь разрабатывается роторный компрессор для автономных электростанций. По просьбе самарского же завода имени Фрунзе изготовлен лодочный мотор "Вихрь" мощностью в 45 лошадиных сил. Конструкция была испытана фрунзенцами, и заказчики остались довольны. Дальнейшую работу затрудняет все то же традиционное отсутствие средств на подготовку производства, характерное для российской послекризисной действительности.
    И все же главная ставка делается пока на малую авиацию. Владимир Шнякин настойчиво пытается реализовать мечту знаменитого Генри Форда о летающем автомобиле. Что ж, может быть, пройдет какое-то время, и наш завод через разведчиков-конструкторов займет свое место в возрождении авиационной промышленности России. И окажется, что очень дальновидно поступил 25 лет назад Виктор Николаевич Поляков, подписав приказ о создании перспективного СКБ.



Михаил Лашманов,
газета "Миллион вечерний".