Архивы: | 1999 | 1998 |
Взаимный интерес – основа долговременного сотрудничества.
     Состоялось 45-е заседание координационного совета АВТОВАЗа и Новолипецкого металлургического комбината. Это значительное для обеих сторон событие произошло в минувшую среду в прессовом производстве АО "АВТОВАЗ".

    45 — цифра внушительная. Особенно когда она обозначает важные вехи в жизни человека или коллектива. Точкой ее отсчета в данном случае является 1982 год. Именно тогда начали завязываться серьезные отношения между двумя предприятиями — ВАЗом и Новолипецким металлургическим комбинатом, которым суждено было перерасти в тесное плодотворное сотрудничество. В 82-м липецкие металлурги поставили тольяттинским автозаводцам для производства автомобилей 26 тысяч тонн стального листа глубокой и сложной вытяжки. О металле особо сложной вытяжки и весьма особо сложной вытяжки приходилось только мечтать. Он поступал из-за рубежа. Но два флагмана отечественной индустрии составили программу освоения новых технологий. Для чего и создали координационный совет. Многие отнеслись к этому органу скептически. А инженеры НЛМК и ВАЗа были уверены: металлурги способны создать лист, качество которого будет соответствовать мировым стандартам.
    Спустя 3 года АВТОВАЗ начал выпускать автомобиль ВАЗ-2108. На его кузовных и лицевых деталях, крупногабаритных штамповках впервые в мире использовался лист ВОСВ (весьма особо сложной вытяжки). Он был создан на Новолипецком комбинате. Это была крупная победа. Для ее достижения пришлось кардинально изменить технологию выплавки и прокатки стали, отжига металла. Координационный совет был своего рода штабом. Его заседания проводились ежеквартально: один в Липецке, другой в Тольятти. На них подробно обсуждали, как усовершенствовать технологию и качество, отрабатывали варианты.
    К счастью, цены в то время были стабильные, и сторонам не приходилось тратить силы на их согласование. Внимание концентрировалось только на производстве.
    Перестройка не разобщила, а теснее сплотила сотрудничество ВАЗа и НЛMK: объем поставок в 1988-91 годы возрос до 320 тысяч тонн в год – это половина потребностей ВАЗа. Координационный совет "отшлифовал" качество и технологии.
    С 1993-95 годов заводы оказались в водовороте финансовых трудностей и конкуренции. НЛМК устойчиво вышел с автомобильным листом на экспорт. Поставки холоднокатаного листа на ВАЗ сократились больше чем втрое.
    Черный август 98-го поставил под угрозу работу ВАЗа. И тут оказались на высоте давние дружеские узы. Металлурги пошли навстречу вазовцам и увеличили поставки стали, - причем завидного качества: отклонения от нормы составляли в 98-м году 0,7%, а за три месяца 99-го — менее 0,5%.
    К сожалению, не состоялся намеченный на ноябрь координационный совет, что отрицательно сказалось на поставках автомобильного листа в первом квартале. Но сегодня между предприятиями наметилась положительная тенденция к сотрудничеству. Об этом свидетельствует предварительная встреча руководителей завода. Это в полной мере подтвердил нынешний координационный совет. Из Липецка прибыла солидная делегация, в которую входили и производственники, и финансисты, и экономисты, и специалисты по качеству...
    — По поручению руководства комбината передаем наши серьезные намерения работать с отечественными производителями автомобильной промышленности, - сказал начальник технического управления НЛМК В.М. Кукарцев. — Мы готовы идти на какие-то компромиссы. Важно только, чтобы потребитель не эпизодически, а постоянно пользовался нашей продукцией.
    Руководство НЛМК в лице В. Лисина, В. Настича и В. Скороходова положительно относится к продолжению сотрудничества, в том числе в вопросах качества.
    В свою очередь заместитель председателя координационного совета начальник УЛИРа А.К. Тихонов выразил надежду на то, чтобы ВАЗ мог полностью уйти от импорта автомобильного листа благодаря поставкам качественного металла от российских металлургов.
    Представители обоих предприятий подробно и взвешенно обсуждали принципиальные положения взаимного сотрудничества. Для этого координационный совет разбился на две группы. Первая прорабатывала вопросы качества и стратегии, вторая — финансово-экономические. Затем гостей провели по цехам прессового производства, где они отметили немало положительных изменений и воочию убедились, насколько важны автомобилестроителям высокое качество и ритмичное поступление металла.
    Атмосфера встречи была теплой и доброжелательной. Партнеры понимали друг друга с полуслова. Соглашались на взаимные уступки, лишь бы они оправдывали успех дела. Обсудив итоги совместной деятельности, представители предприятий подписали протокол о дальнейшем сотрудничестве. Это очень важный документ. Дело в том, что какое-то время предприятия были вынуждены строить взаимоотношения через посредников. Теперь, просчитав все "за" и "против", решили перейти на прямые поставки, что выгодно и комбинату, и ВАЗу. В апреле полностью осуществлен переход на прямую схему.
    Не случайно и гости, и хозяева выразили удовлетворенность тем, что встреча оказалась столь плодотворной, что, как подчеркнул представитель липчан, без лишних слов характеризует наши отношения. В минимально короткое время достигнуты соглашения по большому количеству сложных вопросов: по качеству, регулированию пропорциональных поставок, ценовой политике, взаимным расчетам и т. д. Металлургический комбинат пошел навстречу ВАЗу, будет менять отдельные графики, запускать или приостанавливать какие-то другие работы, чтобы обеспечить конвейер. Обсуждались и тактические, и стратегические направления совместной работы.
    Представители двух огромных предприятий России отметили, что они обладают мощным творческим и производственным потенциалом. Намерены и впредь объединять усилия для его реализации. А в основу долговременного сотрудничества в наше время должен быть положен взаимный интерес.



Ольга УЛЬКИНА.
газета "Волжский автостроитель",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".