Архивы: | 1999 | 1998 |
Эти умные роботы.
     Производство технологического оборудования (ПТО) АВТОВАЗа — единственное предприятие на территории СНГ, которое не только сохранило производство роботов, но и приступило к выпуску одной из самых совершенных моделей в мире.

    С тех пор как в производстве технологического оборудования ВАЗа "родились" первые роботы, прошло 15 лет. Их семейство за это время очень сильно разрослось. Каждое новое поколение оказывается все более смышленым, способным, сильным и расторопным. Эти "вундеркинды" приносят большую пользу производству. Их будущее весьма оптимистично.
    Рассказывает начальник конструкторского бюро систем управления роботами Константин Викторович ЖЕРЕБЯТЬЕВ:
     — Первые роботы модели ПР 601/60 изготавливались по лицензии фирмы "Кука". Они могли выполнять позиционирование в пространстве и переносить груз массой 60 кг с точностью повторяемости 1,2 мм. Роботы моделей ПР 30/125/150, к сборке которых ПТО приступило в 1997 году, уже переносят вес до 150 кг с точностью повторяемости в пространстве до 0,1 мм. Данная модель является в настоящий момент мировым лидером среди роботов. Робот ПР 125 имеет систему управления на базе компьютера Pentium, поэтому доступен для пользователя. Легкий манипулятор из алюминиевого литья приводится в движение двигателями переменного тока, что на порядок увеличивает его надежность.
     Если посвоевольничать со строкой известного революционного поэта и порыться в отданных роботостроению днях — ярчайший где, то вспоминается по иронии судьбы или стечению обстоятельств фактически одно и тоже: историческая дата, связанная с октябрьской революцией. В ноябре 97-года, - когда все сочувствующие и не сочувствующие Октябрю отмечали его 80-летие, случилось тоже своего рода историческое событие, не только для ПТО, но и для всего, пожалуй, завода — замена робота ПР 601/60 на робот ПР 150. Тем самым была модернизирована самая сложнейшая технологическая операция автоматической линии сварки шасси ВАЗ-2110.
     Проект был выполнен конструкторами конструкторского отдела систем управления роботами ПТО, а замена произведена совместно со специалистами отдела электроники СКП, цеха№ 48-7 и сборочного производства ПТО.
     Для того чтобы осуществить этот проект, было разработано и изготовлено новое электрооборудование связи с автоматической линией, была написать специальная программа-эмулятор в системе yправления роботом, изменена программа контроллера. За праздничные дни специалистам удалось отладить все схемы и программы, и в понедельник новая модель робота выполняла операцию за одну минуту быстрее, чем предыдущая. На нее теперь стало уходить 30 секунд. Это прожило дорогу к применению новых моделей роботов во всем комплексе автоматических линий сварки кузовов.
     К данному моменту установлено уже 26 таких роботов на автоматических линиях сварки кузова автомобилей семейства "десятки". Всего же на них установлено 225 роботов производства ПТО всех моделей . Несмотря на "пepeгруз" роботов, допущенный изготовителями этих линий (вместо 60—75 кг), специалистам ПТО удалось оптимизировать параметры под новую нагрузку. Теперь процент простоев по вине собственно робота составляет 0,8% oт общего числа простоев по техническим причинам. Эти данные взяты из бортовых журналов автоматических линии. С установкой роботов нового поколения не только снимается проблема с перегрузом, но и в 1,5 — 2 раза увеличивается производительность операций. Это позволяет еще больше приблизить производительность автоматических линий к проектной. Особенно эффективна эта модернизация на автоматических линиях сварки кузова. Роботам принадлежит будущее во всех технологических процессах автомобилестроения.
     Сейчас роботы на ВАЗе используются для точечной сварки кузова автомобиля в Сборочно-кузовном производстве (СКП), дуговой сварки многих деталей автомобиля в СКП, Механосборочном производстве и АвтоВАЗагрегате, в операциях лазерной резки и фрезерной обработки в опытно-промышленного производства Генерального департамента развития, в резке пластмассовых деталей водной струей в АО "Пластик" и т. д.
     В ПТО разрабатывается проект применения робота для изготовления мастер-моделей из пенополистирола в прессовом производстве. За рубежом роботы такого типа находят еще более широкое применение. Кроме вышеперечисленных технологий, он там собирают, устанавливают колеса и панели автомобиля, производят окраску, лазерную сварку, замер геометрии кузова и т.д.
     Спектр применения робота в различных технологиях практически не имеет границ. Являясь фактически универсальным станком, он способен отрабатывать установленным на его руку инструментом любые траектории в пространстве, способен сам перемещаться в пространстве при установке на него дополнительных осей. Робот может обладать техническим зрением и отрабатывать мультисенсорную информацию от многочисленных датчиков и гибко изменять свою траекторию в зависимости от их показаний. Словом, робот — высочайший технократический продукт деятельности человека, может и должен служить ему.
     На ВАЗе много труда ложится "на плечи" роботов при производстве всего семейства переднеприводных автомобилей. Линии роботов под автомобиль ВАЗ-2110 заранее проектировались с учетом последующих модификаций, так что подходят под все три модели. Линии были поставлены в СКП и КВЦ в 1994-95 годах, некоторые из них уже сданы в эксплуатацию, другие запускаются в производство.
     Большая работа идет в СКП на комплексе сварки кузовов автомобилей ВАЗ-2110, 2111, 2112. Когда на участок ставится робот нового поколения, он все делает в два раза быстрее. Отдельные операции на сварке кузова полностью зависят от "расторопности" роботов. Поэтому на этот участок и делается основной акцент.
     К сказанному Константином Викторовичем остается добавить, что программа запускается в действующее производство, и это требует большой оперативности. Ее приходится выполнять в выходные дни: во вторую смену в субботу к ней приступают, а в понедельник в 7 утра линия уже запускается.
     "Мы должны войти в линию и выйти с победой. Другого не дано", — говорят занимающиеся этой операцией члены сборной команды. В нее входят конструкторы Александр Уханов, Константин Жеребятьев, Дмитрий Козлов, наладчик экспериментального отдела Сергей Сергеев, специалисты высокого класса из СКП программист Сергей Назаров и наладчик цеха № 48-7 Игорь Ефремов. Порой команде приходится работать по 15—20 часов в сутки. Нередко — на пределе сил. И они еще ни разу не проиграли.



Ольга УЛЬКИНА.
газета "Волжский автостроитель",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".