Архивы: | 1999 | 1998 |

    Машин не будет, будут денежки

    С первого апреля "АВТОВАЗ" в расчетах с поставщиками, таможней и другими партнерами полностью перешел на "живые" деньги. В принципе, переход этот состоялся еще в марте, но тогда еще продолжались отгрузки автомобилей по ранее заключенным бартерным контрактам. Обмен товара на товар вместо расчетов деньгами принял в России огромные масштабы и, по мнению некоторых аналитиков, достигает 80% от стоимости всех сделок. Как сообщает одна из авторитетных радиостанций, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский даже направил в правительство письмо с предложением о создании бартерной корпорации с целью как-то цивилизовать этот вид хозяйственных отношений между предприятиями, увеличить налоговые поступления в госказну от таких сделок.
   В этой апокалиптической ситуации "АВТОВАЗ" идет на отказ от бартера. Аплодисменты? В лучшем случае по-английски сдержанное сочувствие прессы. В худшем - ее традиционные домыслы и страшилки. Мол, уход с рынка относительно дешевых бартерных авто взвинтит цены на продукцию ВАЗа. Крупные поставщики, лишившись моторизованного эквивалента денег, поднимут цены на свои материалы и комплектующие. Кроме того, "надежный источник на автогиганте сообщает о разногласиях в менеджменте по поводу бартера". И т. д. А главное, оказывается, бартерные операции прекращены в связи "с приездом на завод группы следователей, в то время как некоторые должностные лица предприятия связаны с "бартерными" фирмами".
    Цены на автомобили, естественно, не взлетели, потому что "АВТОВАЗ" шел к своему часу "х" постепенно, снизив к 1999 году долю бартера до 15% от общего объема закупок (в "лучшие" годы она достигала 80% и более). Максимально снизить бартерные операции рекомендовало "АВТОВАЗу" и правительство РФ, рассматривая это как одну из предпосылок для реструктуризации задолженности акционерного общества государству. Так что расценивать уход от бартера как авральную меру, вызванную приездом сыщиков, по крайней мере наивно.
    Столь же удачливы оказались эксперты и в некоторых других своих прогнозах. Наверное потому, что ребята никак не хотят допустить, что на "АВТОВАЗе" многое делается на основе программ, разработанных с использованием новейших методов планирования и прогнозирования, что у руля предприятия - опытные менеджеры, отличные от "командиров индустрии" эпохи первых пятилеток, хотя и среди них были грамотные руководители. Не поняв этого, так и будешь, не выходя из редакционного офиса, все реорганизации и кадровые перестановки на "АВТОВАЗе" объяснять "борьбой кланов" и другими не менее реалистичными причинами.
    - Я считаю, - говорит первый вице-президент "АВТОВАЗа" Николай Ляченков, - что бартерные отношения на определенном этапе сыграли положительную роль в деятельности нашего акционерного общества. Они, в частности, позволили сдерживать рост цен на материалы и комплектующие с 1996 по 1998 годы.
    Но то было вчера - кризис неплатежей, повальная нехватка денег в стране, когда выручить мог только примитивный натуральный обмен. Сегодня стабильная реализация вазовских малолитражек даже в "мертвый" зимний сезон, четкая организация поступления на завод средств за проданный товар позволили наконец (попытки были и раньше) полностью перейти к расчетам не автомобилями, а деньгами.
    Издержки этого решения дали знать себя сразу. Прогнозы насчет заметного роста цен на продукцию ряда поставщиков, пусть и не в полной мере, оправдались. "И все-равно бартер должен был уйти, - уверен директор по маркетингу и торговле автомобилями "АВТОВАЗа" Владимир Кучай. - Он дезорганизовывал автомобильный рынок, путал нашу ценовую политику, вторгался на территории, закрепленные за определенными дилерами, множил число посредников между заводом-поставщиком и конечным покупателем. Все вместе это существенно снижало рентабельность продаж автомобилей для самого "АВТОВАЗа".
    По словам Владимира Кучая, иллюстрировать экономический выигрыш отказа от бартера пока рановато, хотя предполагаемые цифры, конечно, есть. "Пусть хотя бы закончится апрель". Бартер остается нормой хозяйственной жизни страны. Его призрак бродит по России. В коммерческой дирекции рассказывают, что им до сих пор звонят отдельные поставщики с предложением оплатить будущие поставки автомобилями. "Машин не будет, будут денежки" , - огорчают их.


Владимир Бунас,
пресс-центр АО “АВТОВАЗ”