Архивы: | 1999 | 1998 |
Назовем новую "Ниву" "Иваном"!

    Если перелистать подшивки некоторых газет за последние три года (специализированные издания не в счет), почерпнешь много интересной, но несколько однообразной информации об АВТОВАЗе. О "братках", которые якобы хозяйничают в заводских цехах. О коррупции, захлестнувшей, по слухам, уже и техничек. Об операции "Циклон", "истории с песком", о группе следователей, которые то ли еще не приехали на АВТОВАЗ, то ли уже уехали... Неудивительно, что пристрастие к таким сюжетам помешало даже самым зорким работникам пера вовремя откликнуться на настоящую революцию, в те же три года произведенную на АВТОВАЗе. Речь идет о переходе на компьютерную графику, математическое моделирование, параллельный инжиниринг и другие современные формы и методы проектирования и испытания новых автомобилей.
    "Мы выходим в этой области на европейский уровень и, при надлежащем финансировании, могли бы уже завтра каждые 4 года осваивать новую модель", - заявил заместитель директора по развитию АО "АВТОВАЗ" Анатолий Мелешихин.
    Сделал он это на конференции с руководителями заводов-смежников, прошедшей с 20 по 22 апреля и посвященной подготовке к серийному производству полноприводного автомобиля "ВАЗ-2123", больше известного пока как "новая "Нива".
    Два обстоятельства сделали разговор максимально конкретным с первых же минут. Открывая конференцию, президент АВТОВАЗа Алексей Николаев сказал, что несмотря на все трудности, принято решение открыть финансирование заключительного этапа освоения "ВАЗ-2123", вторым обстоятельством был сам красавец-автомобиль, только что с успехом прошедший в Москве клинические исследования - опрос 1400 респондентов по специальной методике, разработанной фирмой "Опель". Окончательные итоги этого исследования станут известны в июне, но предварительные данные говорят о большом интересе, проявленном и к "ВАЗ-2123", и к еще более новой модели - "ВАЗ-1119".
    Тесно было не только у этих автомобилей, но и возле столов с пилотными деталями и узлами к "ВАЗ-2123". Участники конференции, взглянув на эти опытные образцы, могли прикинуть, что именно стоит взять для производства на своем предприятии. Правда, большинство оригинальных деталей уже распределены по смежникам.
    И, конечно, всегда в живом кольце был руководитель проекта "ВАЗ-2123" Анатолий Мелешихин, так что взять у него интервью было не просто.
    - Финансирование открыто, - рассказывает Анатолий Иванович, - но не в полном объеме, так что с целью удешевления конструкции нам пришлось пойти на менее затратные, но столь же эффективные инженерные решения. В частности, пока отказались от совмещения раздаточной коробки с коробкой передач - мощнейшего комплексного агрегата. Разбогатеем - вернемся к этим решениям. Первую партию из 500 машин планируется собрать в 3-м квартале в опытно-промышленном производстве.
    Серийное производство будет налажено на "зеленой лужайке", т.е. на новом месте. Расчеты показывают, что модернизация существующих мощностей чаще обходится дороже, чем создание новых. Тем более что рождаться "двадцать третья" будет по принципиально иной технологии. Замечено, что 50-60% сборочных дефектов - это не только результат небрежности, а и беда прямоточного, жесткого технологического цикла, недостаток конвейера еще того, "фордовского" типа. У нас на заводе есть островная сборка раздатки для "Нивы", каждый сборщик собирает этот узел от начала и до конца - результат значительно лучше. Он не на конвейере, ему легче и проще. "Двадцать третья" будет монтироваться примерно по такому принципу - блочно, модульно, а эти модули собираться на стендах, сразу же проходя испытания на функциональность и, при необходимости, подвергаясь доводке или ремонту. Автомобиль будет контролироваться, тестироваться поэлементно. Достаточно сказать, что количество испытательных станций по электронике, например, увеличится по отношению к нынешнему главному конвейеру во много раз. Окончательная сборка машины будет осуществляться из готовых модулей на коротком конвейере - силовой агрегат с трансмиссией в сборе, капот в сборе, двери в сборе, панель приборов в сборе и т. д. Сборка на стендах избавляет сборщика от вечной гонки, позволяет выполнять операции с большей тщательностью. Так что на прямом сходе автомобиль будет иметь европейское качество. Производство его будет развернуто в строящемся 26-м корпусе ВАЗа. Рядом встанет 3-уровневая окрасочная линия. Принципиально ново то, что впервые окраска выносится за пределы корпуса. Это улучшит качество лакокрасочного покрытия кузова.
    - Выдающийся музыкант Мстислав Ростропович уже внес аванс за новую "Ниву" Но желающих, наверное, тысячи… - Еще года три уйдет на подготовку производства по основной технологии, но ведь сборку можно вести и в опытно-промышленном производстве, используя временные технологии - бетонно-смоляные штампы, оснастку для формования пластмассы и т.д. Советом директоров такой вариант одобрен. Тем более что в ОПП есть отличная окрасочная камера фирмы "Айземан" производительностью до 17000 кузовов в год. Намечаем в следующем году собрать здесь 1500-3000 новых полноприводников.
    Хочу подчеркнуть, что модернизированную механику с "двадцать третьей" машины мы будем переносить на серийную "Ниву". Это передний привод, задний мост, рулевое управление с иным передаточным отношением и электромеханическим усилителем, уменьшающим усилие на руле, раздаточная коробка, снижающая уровень шума, и т.д.
    - Анатолий Иванович, форма нынешней конференции мне показалась не совсем обычной. Есть мнение, что главное вовремя заплатить поставщику, а уж он все сделает. Но сначала вы посвящаете участников в тонкости компьютерного проектирования, потом ведете по лабораториям уникального испытательного комплекса, подобных которому во всем мире не так много.
    - Мы хотели вселить уверенность в наших партнеров, нацелить их на долговременное сотрудничество, на то, чтобы они ускорили подготовку производства к выпуску комплектующих для "ВАЗ-2123". Люди своими глазами увидели, что "АВТОВАЗ" не стоит на месте, а развивается .динамично и мощно.
    - Говорят, что у "двадцать третьей" будет другое название, не "Нива".
    - Да, я бы лично назвал этот автомобиль "Иваном". При своем элегантном облике - это прочная и надежная машина, такая же надежная, как русский мужик, которого на Руси издревле звали Иваном.

Интервью взял Владимир Бунас,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".