Цель путешествия такова: в январе - апреле этого года проводился третий европейский
эксперимент по исследованию состояния озонового слоя Земли. В этом уникальном
эксперименте принимали участие ученые 20 стран, в том числе из России, Франции,
Швеции, Германии, Японии.
Комплекс исследований ученые мира вели с помощью
аппаратуры, установленной на высотных аэростатах. Эта уникальная измерительная
аппаратура работает на высоте 20 километров и автоматически фиксирует состояние
озонового слоя. Иные из приборов действительно неповторимы, поскольку существуют
в единственном экземпляре во всем мире. Аэростаты не признают границ и
"плавают", не соблюдая суверенитетов. Они приземляются в районе Кольского
полуострова - на территории Швеции, Финляндии или России.
Часто поиск аппаратуры, которая отделяется от аэростата,
ведется с помощью вертолетов. В первозданном, неизменном виде аппаратура
должна быть доставлена в центр космических испытаний на полигон в город
Кируна (Швеция).
Российские ученые с 1991 года участвуют в "озоновых" экспериментах и уже имеют
авторитет в международном научном сообществе.
Российской команде понадобились два автомобиля повышенной
проходимости, способные транспортировать прицепы массой до 1000 кг.
Выбор пал на "Нивы".
В связи с этим ученые Центральной аэрологической
обсерватории (ЦАО) России обратились к руководству АО "АВТОВАЗ", и эта
необычная просьба ученых была услышана.
Итак, в путь 10 января отправились две серийные
"Нивы", прошедшие обкатку (по 3000 км) в департаменте развития ВАЗа. За
рулем одной из "Нив" был водитель-испытатель управления дорожных испытаний
и доводки автомобилей Сергей Алексеевич Воронов.
Весной, 13 апреля, наши "Нивы", исколесившие по
дорогам России и Скандинавских стран более 11 тысяч километров, прибыли
к исходной точке старта - к парадному подъезду "шоколадки" ВАЗа. В тот
день в конгресс-зале департамента развития АО "АВТОВАЗ" прошла пресс-конференция.
Руководитель проекта, заведующий аэрологической
лабораторией ЦАО Давид Шифрин и начальник коммерческо-рекламного отдела
департамента развития Игорь Котиков ответили на вопросы журналистов.
Выводы, которые можно сделать на основании их заявлений,
вполне оптимистичны.
Во-первых, "Нивы" успешно справились с научной миссией.
Нештатных ситуаций не было. Автомобили не подвели. Даже в сильнейший мороз
(-50° С) "Нивы" работали превосходно. Они доказали, что возможности их
велики. Особенно в экстремальных условиях, с ценным научным грузом. Причем
в эксперименте участвовали автомобили обычные, без какой-либо спецподготовки.
Единственное дополнение: на "Нивах" были установлены предпусковые подогреватели
и элементы безопасности.
... По словам Шифрина, глобальная озоновая проблема
- многолетняя. Сотни, тысячи различных реакций воздействуют на озоновый
слой. Трудно ответить однозначно, что именно является причиной так называемых
озоновых "дыр". Природа озоновых "дыр" до сих пор не ясна. Эксперимент,
в котором участвовали вазовские автомобили, как раз и призван ответить
человечеству: каково состояние озонового слоя нашей планеты?
- Очень непросто отследить колебания в глобальном
масштабе, - сказал Шифрин. - Пока есть какие-то локальные ответы на локальные
вопросы. Общей картины еще нет...
Мировая проблема решается усилиями мирового сообщества
ученых. Инициатором международного эксперимента явилось Европейское экономическое
сообщество. Благие эти цели защищает и Венская конвенция по охране озонового
слоя.
Будущей зимой предстоит новый, четвертый по счету,
эксперимент. Сотрудничество с учеными аэрологической обсерватории должно
продолжаться.
На снимках: "Нивы-путешественницы"; С.А. Воронов и Д.М. Шифрин (слева
направо).
Диана СТУКАНОВА,
Фото Екатерины СЕРГЕЕВОЙ,
газета "Волжский автостроитель",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".