Архивы: | 1999 | 1998 |
Аэростаты не "признают" границ, а "Нивы" доказали свою надежность

    В январе был дан старт этому путешествию. Две "Нивы" (ВАЗ-2131 и ВАЗ-21213) отправились в северные дали, чтобы послужить мировой науке.

    Цель путешествия такова: в январе - апреле этого года проводился третий европейский эксперимент по исследованию состояния озонового слоя Земли. В этом уникальном эксперименте принимали участие ученые 20 стран, в том числе из России, Франции, Швеции, Германии, Японии.
    Комплекс исследований ученые мира вели с помощью аппаратуры, установленной на высотных аэростатах. Эта уникальная измерительная аппаратура работает на высоте 20 километров и автоматически фиксирует состояние озонового слоя. Иные из приборов действительно неповторимы, поскольку существуют в единственном экземпляре во всем мире. Аэростаты не признают границ и "плавают", не соблюдая суверенитетов. Они приземляются в районе Кольского полуострова - на территории Швеции, Финляндии или России.
    Часто поиск аппаратуры, которая отделяется от аэростата, ведется с помощью вертолетов. В первозданном, неизменном виде аппаратура должна быть доставлена в центр космических испытаний на полигон в город Кируна (Швеция).
    Российские ученые с 1991 года участвуют в "озоновых" экспериментах и уже имеют авторитет в международном научном сообществе.
    Российской команде понадобились два автомобиля повышенной проходимости, способные транспортировать прицепы массой до 1000 кг.
    Выбор пал на "Нивы".
    В связи с этим ученые Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО) России обратились к руководству АО "АВТОВАЗ", и эта необычная просьба ученых была услышана.
    Итак, в путь 10 января отправились две серийные "Нивы", прошедшие обкатку (по 3000 км) в департаменте развития ВАЗа. За рулем одной из "Нив" был водитель-испытатель управления дорожных испытаний и доводки автомобилей Сергей Алексеевич Воронов.
    Весной, 13 апреля, наши "Нивы", исколесившие по дорогам России и Скандинавских стран более 11 тысяч километров, прибыли к исходной точке старта - к парадному подъезду "шоколадки" ВАЗа. В тот день в конгресс-зале департамента развития АО "АВТОВАЗ" прошла пресс-конференция.
    Руководитель проекта, заведующий аэрологической лабораторией ЦАО Давид Шифрин и начальник коммерческо-рекламного отдела департамента развития Игорь Котиков ответили на вопросы журналистов.
    Выводы, которые можно сделать на основании их заявлений, вполне оптимистичны.
    Во-первых, "Нивы" успешно справились с научной миссией. Нештатных ситуаций не было. Автомобили не подвели. Даже в сильнейший мороз (-50° С) "Нивы" работали превосходно. Они доказали, что возможности их велики. Особенно в экстремальных условиях, с ценным научным грузом. Причем в эксперименте участвовали автомобили обычные, без какой-либо спецподготовки. Единственное дополнение: на "Нивах" были установлены предпусковые подогреватели и элементы безопасности.
    ... По словам Шифрина, глобальная озоновая проблема - многолетняя. Сотни, тысячи различных реакций воздействуют на озоновый слой. Трудно ответить однозначно, что именно является причиной так называемых озоновых "дыр". Природа озоновых "дыр" до сих пор не ясна. Эксперимент, в котором участвовали вазовские автомобили, как раз и призван ответить человечеству: каково состояние озонового слоя нашей планеты?
    - Очень непросто отследить колебания в глобальном масштабе, - сказал Шифрин. - Пока есть какие-то локальные ответы на локальные вопросы. Общей картины еще нет...
    Мировая проблема решается усилиями мирового сообщества ученых. Инициатором международного эксперимента явилось Европейское экономическое сообщество. Благие эти цели защищает и Венская конвенция по охране озонового слоя.
    Будущей зимой предстоит новый, четвертый по счету, эксперимент. Сотрудничество с учеными аэрологической обсерватории должно продолжаться.


На снимках: "Нивы-путешественницы"; С.А. Воронов и Д.М. Шифрин (слева направо).
Диана СТУКАНОВА,
Фото Екатерины СЕРГЕЕВОЙ,
газета "Волжский автостроитель",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".