Архивы: | 1999 | 1998 |
 Зовите меня просто Валерий Козенков

    В свое время Валерий Павлович Козенков не прошел по конкурсу в Рижский институт инженеров гражданской авиации. Свою высоту он нашел на земле, закончив автомобильный факультет Тольяттинского политехнического и став ведущим конструктором проекта семейства "десятки".
   В школе Козенков увлекался моделированием автомобилей, причем конструировал только такие машинки, которые могут бегать в любом направлении, а не "привязаны" к стандартной замкнутой трассе. Он и сам такой — свободный в своих суждениях, в том числе и о родном ВАЗе, противник любых шаблонов и благодарный собеседник, не разучившийся удивляться окружающему миру.

    — Валерий Павлович, "десятка" наконец-то преодолела "болезни роста", и спрос на нее идет по восходящей. Вам теперь можно "расслабиться", как все время советуют друг другу герои современного американского кино?

    — Конечно, нет. Улучшение качества, совершенствование конструкции любой модели — процесс непрерывный и зачастую продолжающийся вплоть до снятия ее с производства. Только нынешний год принес или принесет "десятке" новую окантовку лобового стекла (это уже третий вариант), горизонтальный привод элементов управления отопителем, который более эстетичен и улучшит, в частности, распотевание боковых стекол, новые внутренние ручки дверей взамен вызывавших нарекания у известной части автовладельцев, изменится окантовка заднего стекла, геометрия панели передних дверей (они будут лучше сопрягаться с панелью приборов), крепление замков дверей и т.д. В процессе освоения той же "восьмерки" изменений было гораздо меньше, и это вовсе не говорит о том, что ее конструкция была отработана лучше. Просто к качеству "десятки" принципиально иной подход.
     Много забот требуют "одиннадцатый" и "двенадцатый" автомобили. Думаю, с июня завод начнет выпускать промышленные партии этих малолитражек. Завершена конструкторская проработка установки на семейство "десятки" антиблокировочной системы тормозов (АБС) и гидроусилителя руля, начато мелкосерийное производство "Премьеров" — удлиненного на 175 мм "ВАЗ-2110". Перечислять можно долго.

     — Вам приходилось как ведущему конструктору проекта "десятки" выслушивать нарекания в свой адрес?

     — Еще бы. Меня спрашивали: "Вы признаете, что ваш конструктор имярек был не прав?" Я отвечал: "А почему бы и нет? Кто сказал, что конструктор обязан быть безгрешным?" Тем более что у нас представителям этой профессии работать труднее, чем "у них". Я работал и с "Порше" (Германия), и с французами, и с американцами, и с японцами общался. "У них" ни одному конструктору не придет в голову подстраиваться, скажем, к тому, что в СКП не хватает необходимого инструмента. Я никого не виню, я имею в виду определенную зависимость от технологического оснащения этого подразделения. А вообще у нас в России любят искать "рыжих"...

    — Валерий Павлович, уже сегодня старики, которым трудно перейти дорогу из-за плотного потока транспорта, грозят машинам клюшками. Но это еще цветочки. Как сосуществуют человек и автомобиль в гораздо более моторизованной Франции, например, где вы были как участник юбилейного, сотого Парижского автосалона?

    — Автомобиль постепенно становится здесь предметом культового характера. На салоне яблоку было негде упасть. Такое, например, впечатление. Поскольку мы покидали салон перед самым закрытием, то невольно всякий раз обращали внимание на то, как усыпаны полы, особенно в центральном, 1-м павильоне, не просто бумагой, а изорванной в клочья. Это все, что осталось от красочных глянцевых проспектов.

     — А почему их рвут?

    — Ногами, не специально. Посетители взяли, посмотрели, бросили, и теперь все вокруг как снегом покрыто. И я не знаю, сколько грузовиков требовалось ежедневно для вывозки всего этого мусора. Нас ведь все время воспитывали в бережном отношении к ресурсам и человеческому труду, и вот мне лично такая реклама была не просто чужда, а непонятна.

     — С какими автомобилями делила "десятка" на салоне одну ценовую нишу?

    — Прежде всего со "Шкодой-Фелицией". Как только на нашу "сто вторую" выставили цену 49500 франков (5,6 франка — 1 доллар), чехи тут же оценили свою машину на 500 франков дешевле. "Шкода-Октавия" самой простой комплектации стоила 62000 франков, но этот автомобиль побольше "Москвича". В каком-то смысле знакомство с этой машиной было поучительным. Она ведь действительно сделана из дешевых материалов с применением недорогих технологий, но зато аккуратность... Сегодняшний уровень качества автомобиля, на мой взгляд, это прежде всего опрятность, аккуратность. Много внимания уделяется интерьеру. В этой части нам есть над чем работать.

    — Фирмы сегодня прилагают немало усилий, чтобы найти свое место на автомобильном рынке. Приведите, пожалуйста, пример таких поисков.

    — На Парижском мотор-шоу были представлены и маленькие автомобили с объемом двигателя меньше 500 куб. см. Хозяевам таких средств передвижения не требуются водительские права, ведь скорость "малюток" не превышает 40 км в час. Если вас лишили прав или не выдают по старости либо по болезни — это авто для вас. Тем более что жить в пригороде и ездить каждый день в Париж за 50 км — здесь дело привычное. Эти автомобили выпускаются небольшими партиями, простенькие, в них и обивки вакуумформованные, но стоят они в силу своей мелкосерийности от 70000 франков. Правда, потом ты за этот автомобильчик налогов не платишь.

    — Кроме салона, был еще и Париж. Каков Париж автомобильный?

    — Это город высокой культуры вождения, здесь никому в голову не придет выехать на газон, чтобы, как у нас, из пробки выбраться. Здесь таких горячих, дурных джигитов живо поставили бы на место. С другой стороны, когда речь идет о мотоциклистах, здешние водители проявляют удивительную терпимость. Парижане покупают мотоциклы, потому что на них легче выскочить из пробок. Причем мотоциклисты зачастую делают это, отталкиваясь ногами от автомобилей. И владельцы авто мирятся с этим. А ведь ботинок он и в Париже ботинок, и след на кузове может оставить заметный...

    — Вам не показалось, что автомобилизация на Западе принимает характер нездорового явления? Для "зеленых" в Европе автомобиль — это "монстр", "чудовище" и т.д.

    — Франция не Америка, но и здесь в больших городах автомобиль постепенно "вытесняет людей". В пригороде Парижа, застроенном во многом одноэтажными домиками (вот где, казалось, можно было бы отдохнуть от шума моторов), мы вышли втроем прогуляться и почувствовали себя в центре всеобщего внимания. Посторонние люди не в форме, а в обычных костюмах, не мусорщики, не спецобслуга какая-то, но почему-то без машины. С какой целью они здесь "ходют"? Может, грабители? Из-за каждой занавески, казалось, на нас смотрели во все глаза, из-за каждого забора негодовали злые собаки.

    — А что, во Франции тоже есть злые собаки?

    — Есть. Тротуары узенькие, а в заборах случаются дырки, так что идешь и чувствуешь себя неуютно. А особенно непривычные и неприятные ощущения, когда тротуар заканчивается и дальше "гулять" ты можешь только на машине. Норма — это когда ты ездишь, а когда ходишь, ты уже нарушаешь картину.

    — Валерий Павлович, с кем все-таки в вашем лице я беседовал? Применительно к "десятке" как только вас не называют: и главным конструктором, и "отцом" новой модели, и руководителем проекта...

    — Руководитель проекта — это лицо, которое владеет финансами на осуществление этого проекта. Их у меня нет. Главный конструктор проекта — такой должности официально не введено. Мне больше нравится "ведущий конструктор проекта". А вообще лучше без титулов — просто Валерий Козенков.

С Валерием Козенковым беседовал Владимир Бунас,
газета "Миллион-вечерний",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".
На фото: Валерий Козенков.