Архивы: | 1999 | 1998 |
 Марк Окес-Войси: "Для меня очевидно, что у российского автомобилестроения есть будущее"

    Одним из пунктов повестки дня годового собрания акционеров является утверждение аудитора АО "АВТОВАЗ".
    Аудит - новое для многих из нас понятие появилось в связи с рыночными реформами. Оно означает проверку независимыми специалистами результатов деятельности в сфере бизнеса.
    С момента акционирования по сегодняшний день аудитором АО "АВТОВАЗ" в области бухгалтерского учета и финансов является фирма "Pricewaterhouse", сменившая недавно название на "PricewaterhouseCoopers".
   Предлагаем вашему вниманию беседу с руководителем представительства компании "PricewaterhouseCoopers" в Тольятти господином Марком Окесом-Войси.


    - Господин Окес-Войси, ваша фирма называлась "Pricewaterhouse". Название изменилось. С чем это связано? Расскажите о фирме, ее людях, истории.

    - Название фирмы сменилось на "PricewaterhouseCoopers" в связи с тем, что 1 июля 1998 года мы объединились с одним из наших основных конкурентов, фирмой "Куперс энд Лайбрэнд". Организация, образовавшаяся в результате этого объединения, представляет собой крупнейшую фирму как в России, так и в мире в области оказания профессиональных услуг. Она осуществляет свою деятельность в более чем 140 странах. Доходы нашей всемирной практики приближаются к 20 миллиардам долларов США и складываются за счет оказания консультационных услуг в области управления, налогообложения, юридических услуг, консультационных услуг по управлению финансами и аудиторских услуг. И хотя многие продолжают считать нас аудиторской фирмой, - что неудивительно, ведь именно как аудиторская наша фирма была образована более 100 лет назад, - в последние двадцать лет мы предприняли основные шаги по расширению спектра нашей деятельности. В настоящее время на долю аудита в нашей всемирной деятельности приходится примерно 40%.
    Россия, конечно, одна из стран, в которой мы начали работать совсем недавно. Здесь мы относительно молодая фирма - нам почти 10 лет. Сегодня в России работают свыше 1 100 специалистов нашей фирмы, подавляющее большинство которых - граждане России. Такая ситуация представляет собой яркий контраст с начальным периодом нашей работы в России - в то время более 50% специалистов были граждане иностранных государств. Во всемирной сети представительств фирмы работают свыше 150 000 специалистов.
    Наша фирма гордится своими клиентами, в число которых входят несколько самых известных компаний России, таких, как РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ОАО "Связьинвест", Сбербанк России, и, конечно, АО "АВТОВАЗ". Среди клиентов нашей всемирной практики ряд ведущих компаний мира. Только в одной автомобильной промышленности мы являемся аудиторами пяти из десяти ведущих автомобильных компаний, а также предоставляем прочие услуги практически всем из этой десятки.

    - Прошло шесть лет, как ваша фирма является аудитором АО "АВТОВАЗ". Удалось ли, на ваш взгляд, АВТОВАЗу противостоять финансовым кризисам в России в течение последних лет?

   - Политика фирмы "PricewaterhouseCoopers" не рекомендует сотрудникам фирмы давать комментарии в отношении своих клиентов при выступлениях в средствах массовой информации, но данное интервью было согласовано с руководством АО "АВТОВАЗ". Однако это интересный и в то же время многоплановый вопрос, и к тому же я часто задаю его себе. В конечном счете, даже несмотря на то, что АО "АВТОВАЗ" по-прежнему приходится сталкиваться со множеством проблем, невозможно игнорировать тот факт, что в последние годы, отмеченные упадком многих российских предприятий, АО "АВТОВАЗ" продолжало выпускать и продавать автомобили на уровне, очень близком к производственной мощности. В этом смысле АО "АВТОВАЗ" определенно добилось успеха. Следует также напомнить, что провести преобразование такой компании, как АО "АВТОВАЗ", значительно труднее, чем компаний добывающих отраслей, скажем, таких, как нефте- и газодобыча. Я упомянул нефть и газ, так как это, возможно, считается наиболее успешно развивающейся отраслью российской промышленности. Несмотря на то что многие внутренние вопросы реструктуризации носят общий характер для всех отраслей, автомобилестроителю приходится иметь дело с более сложной задачей, а именно выпускать привлекательную для рынка продукцию и адаптироваться к изменяющимся вкусам потребителя.

    - Как бы поступили по отношению к предприятию, оказавшемуся в положении АВТОВАЗа, правительства Германии, Великобритании, Италии, США?

   - Когда вы говорите о "положении, в котором находится АО "АВТОВАЗ", я полагаю, вы имеете в виду его налоговые обязательства и общее тяжелое финансовое состояние. Во многих западных странах автомобилестроение является отраслью экономики, развитие которой всегда находится под пристальным вниманием правительства. Здоровье автомобилестроения имеет важное значение во многих отношениях: источник занятости, двигатель спроса на продукцию других отраслей, например, металлы, комплектующие, резина, пластмассы и энергия. Исторически сложилось, что автомобилестроение способствовало применению новых технологий в производстве, и поэтому сильное автомобилестроение положительно сказывается на развитии экономики в целом. На Западе есть много примеров правительственной поддержки автомобилестроения. Вспомнить хотя бы компанию "Крайслер", которая недавно объединилась с фирмой "Даймлер" в новую компанию "ДаймлерКрайслер". Компания "Крайслер", возможно, перестала бы существовать несколько лет назад, если бы не поддержка правительства США. Аналогично несколько недель назад правительство Великобритании объявило о предоставлении "Ровер Груп", являющейся частью концерна БМВ, дотаций в сумме около 300 миллионов долларов США на поддержание коммерческой жизнеспособности и продолжение деятельности одного из заводов "Ровер Груп" в Великобритании.

    - Что удерживает иностранных партнеров от заключения долгосрочных контрактов с АВТОВАЗом?

   - Вопрос можно поставить шире. Что удерживает приход иностранных инвестиций в страну? Несмотря на то что Россия рассматривается на Западе как страна с колоссальным экономическим потенциалом и большими возможностями деятельности, реальность такова, что по настоящее время размер иностранных инвестиций в Россию был минимален. Существование возможностей как таковых не является достаточным условием привлечения инвестиций, так как риск их осуществления является основным фактором, учитываемым при принятии решения об инвестициях. Дело в том, что потенциальные иностранные партнеры считают вложение средств в Россию весьма рискованным делом. Наибольшее беспокойство вызвано очень сложной системой российского налогообложения, нестабильностью валюты, а также имеющей место неопределенностью в отношении экономической и политической ситуации. События августа прошлого года только подтвердили это восприятие. Любая компания, сравнимая по размеру с АО "АВТОВАЗ", не защищена от такого мнения.

    - Вы затронули один интересный вопрос - налогообложение. Не могли бы вы более подробно осветить его?

    - Конечно. Хотя много говорилось о реформировании налоговой системы России, на сегодня в стране еще действует весьма сложная система налогообложения, особенно для таких крупных промышленных предприятий, как АО "АВТОВАЗ". Основной смысл в том, что, если хочешь заниматься бизнесом в России легально, налоговое бремя твоей компании будет значительно тяжелее, чем во многих других юрисдикциях, где потенциальные инвесторы могут развивать свое дело. В качестве примера - налог на прибыль предприятий. Хотя в российском законодательстве ставка налога на прибыль определена в 35% от прибыли, определение понятия прибыли для целей налогообложения таково, что многие статьи расходов, которые обычно уменьшают прибыль в других странах, рассматриваются в России иначе. В результате реальная ставка налога на прибыль с российских предприятий зачастую значительно больше 35%, что уменьшает сумму прибыли, остающуюся акционерам. В силу этого обстоятельства мы видим, что налог на прибыль в случае АО "АВТОВАЗ" был больше реальной прибыли, заработанной этой компанией. Иначе говоря, ставка налога на прибыль фактически превышала 100% "реальной" прибыли. Если помнить о том, что налог на прибыль - не единственный, который АО "АВТОВАЗ" должно уплачивать, тогда, возможно, неудивительно, что у АО "АВТОВАЗ" накопилась задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

    - Можете ли вы рассказать, как складываются отношения автомобильных концернов и СМИ в вашей стране?

    - Как и в России, автомобильные концерны на Западе зачастую являются крупнейшими промышленными компаниями в своих странах. И поэтому общественное мнение играет для них огромную роль, в особенности если они, как правило, имеют тысячи акционеров. В целом, я бы сказал, что компании прикладывают немало усилий к построению отношений с прессой, с тем чтобы стратегия предприятия и события внутри него были ясно поняты и должным образом отражены в средствах массовой информации.

    - Насколько потенциальные инвесторы доверяют российским изданиям?

   - Очень интересный вопрос. Если мы говорим о потенциальных инвесторах в российское автомобилестроение, по сути, мы имеем в виду крупнейшие международные автомобилестроительные фирмы. В этой связи российские средства массовой информации, на которые ссылаются западные СМИ, играют важную роль в том, какую общую информацию получают руководители компаний, рассматривающие Россию как объект инвестиций. Я не хочу сказать, что их решения будут основаны на газетных публикациях, но очевидно, что такая информация не останется без внимания. Худшее, что можно представить, это когда потенциальный инвестор будет опасаться связывать имя своей компании с вложением средств в компании, о которых у общественности сложилось негативное мнение.

    - Какую долю средств, на ваш взгляд, необходимо тратить АВТОВАЗу на создание позитивного имиджа в СМИ и в целом на программы PR?

    - Я не являюсь экспертом в этой области, и трудно дать какую-либо оценку в этом вопросе. Тем не менее, как я уже сказал, этим вопросом активно занимаются на Западе. На практике необходимо пять положительных статей, чтобы нейтрализовать одну отрицательную. Думаю, что это само по себе указывает на необходимость серьезного отношения к данному вопросу.

    - Каким вы видите развитие российского автомобилестроения в будущем и есть ли у него будущее?

    - Для меня очевидно, что у российского автомобилестроения есть будущее. Можно сказать, что потенциал роста этого рынка очень большой, особенно если вспомнить, что в России на одну тысячу человек приходится менее ста автомобилей в сравнении с 600 в таких странах, как США. Путь к росту спроса на автомобили лежит через общее экономическое развитие страны - взаимосвязь между ростом ВНП и ростом спроса на автомобили очень тесная.
    Будучи одним из крупных рынков, Россия уникальна в том плане, что она, пожалуй, единственный рынок, доминирующее положение на котором занимается исключительно отечественными производителями. На самом деле, в реальности это АО "АВТОВАЗ". В большей мере на других рынках доминируют крупные международные автомобилестроительные фирмы, такие, как "Дженерал Моторс", "Форд", "ДаймлерКрайслер", "Фольксваген", "Фиат", и т.д. Со временем, я думаю, эти компании неизбежно будут играть важную роль на российском рынке, весьма вероятно, за счет создания совместных предприятий с такими компаниями, как АО "АВТОВАЗ". В одном можно быть абсолютно уверенным - как только и когда экономическая ситуация улучшится и рынок будет расти, в эту отрасль будут осуществляться крупные иностранные инвестиции в сотни миллионов долларов с целью замены или наращивания существующих производственных мощностей. Есть четкое понимание того, что ни один рынок не может наполняться исключительно импортными автомобилями.

Беседовал Павел Недорезов,
газета "Миллион Вечерний",
пресс-центр АО "АвтоВАЗ".

На фото: Марк Окес-Войси.