Архивы: | 1999 | 1998 |
 Гонки на выживание

    29 мая на Волжском автомобильном заводе пройдет очередное собрание акционеров. Один из основных вопросов на нем - утверждение итогов производственно-экономической деятельности предприятия в 1998 году. Поэтому мы и обратились к начальнику планово-бюджетного управления АО "АВТОВАЗ" Владимиру Квитко с просьбой прокомментировать некоторые результаты минувшего года и обозначить перспективу по возможным показателям года текущего.   

    - Владимир Борисович, обрисуйте вкратце положение завода в 1998 году.

    - Прошедший год был для АВТОВАЗа одним из самых сложных. На начало года пришелся длительный период падения спроса на автомобили. В результате к 1 июня скопилось 90 тысяч произведенных, но нереализованных автомобилей. Кризис банковской системы также повлиял на нашу работу. Все это выразилось в переходе на сокращенную рабочую неделю в июне - августе, падении объемов производства. Решение о переходе на односменку было, на мой взгляд, совершенно правильным. Таким образом мы сумели создать дефицит на свою продукцию, увеличить спрос на нее и реализовать все накопленные автомобили. С 17 августа завод уже снова перешел на работу в две смены. Рост курса доллара после августовских событий резко подстегнул спрос на автомобили. И совокупность ценовых и неценовых воздействий позволила уже в 3-м квартале выйти на уровень рентабельности продаж, соответствующий январскому.
    Однако установленный план производства в 1998 году по вышеуказанным причинам выполнен не был. Общий объем товарной продукции составил 22,2 млрд. рублей, что составило меньший показатель и от плановых, и от позапрошлогодних цифр. Фактические затраты на 1 рубль произведенной продукции превысили плановые на 3,54 коп. Огромное влияние оказала на неритмичную сборку некомплектность. Из-за отсутствия комплектующих не выполнен план сборки автомобилей с системами впрыска для внутреннего рынка. Из-за срыва поставок моторедукторов недособраны "ВАЗ-21093/99" с электростеклоподъемниками.
    Положительным фактором производства стала тенденция к снижению сборки низкорентабельной "пятерки" и к увеличению выпуска "ВАЗ-2104", "-2106", "-2107", что соответствует требованиям рынка. Увеличено производство "ВАЗ-2110" на 35 тысяч штук. Наконец, на экспорт отгружено 68832 автомобиля при 95375 в 1997 году.

    - Много нареканий вызывают налоговые непоступления с АВТОВАЗа в различные виды бюджетов. Не могли бы вы прокомментировать положение дел в этом секторе?

    - Назову такие цифры. В прошлом году завод перечислил налогов в федеральный бюджет 1522 млн. рублей (план на этот год - 2606), в Пенсионный фонд - 638 млн. рублей (1376), НДС в региональный бюджет - 2789 млн. (4325). Всего (без учета региональных НДС) за 1998 год начислено в бюджеты разных уровней 6319936 тыс. рублей. В федеральный бюджет и в Пенсионный фонд перечисления проводились через расчетный счет, а в другие уровни бюджетов - векселями предприятия. При этом действительно около 1 млрд. рублей налогов мы не доплатили.

    - Одна из основных проблем ВАЗа - отношения с многочисленными поставщиками. Как решаются возможные взаимонепонимания?

    - Проблемы с поставщиками в области ценообразования начались с октября прошлого года. Связано это с тремя причинами. Во-первых, многие комплектующие для автомобилей производятся за рубежом. Стоимость импортных поставок составляет 400 долларов на один автомобиль. В результате роста курса доллара рублевая оценка импортных закупок постоянно увеличивается. Выход - поиск поставщиков этих комплектующих внутри страны. Во-вторых, практически у всех внутренних поставщиков (пластмассовых, лакокрасочных, обивочных и других изделий, например) доля сырьевого импорта в своей продукции составляет 15-20 процентов.
    В-третьих, поставщики цветных металлов ориентируются на цены Лондонской биржи, и, например, стоимость алюминия очень жестко привязана к курсу доллара. До сих пор мы чувствуем остроту вопроса о согласовании цен с ними. В начале года мы даже обращались за помощью к правительству и получили поддержку в правительстве. Однако поддержку только моральную. Ибо законодательство наше ориентировано сегодня практически полностью на рыночные условия хозяйствования. Поэтому решение Минэкономики носило для поставщиков лишь рекомендательный характер. Если им выгодно поставлять продукцию на экспорт - они и будут это делать. Вот пример с Новолипецким, Магнитогорским и Череповецким металлургическими комбинатами. Доля ВАЗа в объеме их поставок составляет 3-5 процентов. Им ничего не стоит найти себе на этот объем более выгодного покупателя. Руководители АВТОВАЗа (Николаев, Ляченков) лично выезжали на комбинаты, договорились о долгосрочном сотрудничестве в сфере ценовой политики. Пока эти протоколы выполняются.

    - Владимир Борисович, если сравнивать работу завода в первые месяцы 1999 года с тем же периодом прошлого - какие есть отличия?

    - За четыре месяца текущего года мы собрали на 34 тысячи автомобилей меньше. В основном это связано с изменением режима работы. В первом полугодии 1998 года вазовцы работали две смены в неделю шесть дней по восемь часов. В первом квартале нынешнего - две смены пять дней по семь часов. Однако план этого года - 657 тысяч автомобилей - за 4 месяца перевыполняется на 11,5 тыс. автомобилей за счет того, что в 1-м квартале на заводе несколько суббот были дополнительно объявлены рабочими. Раз машины продаются, то мы намерены и в дальнейшем организовывать рабочие субботы. Здесь прямая выгода заводу. Есть все предпосылки к тому, что и первые пять месяцев мы тоже сработаем эффективно. Уровень рентабельности на уровне прошлого, но в сегодняшней ситуации этого мало, предпринимаются дополнительные меры. До сих пор увеличение затрат нам удавалось компенсировать соответствующим увеличением цен на свои автомобили, рынок позволял это делать. Начиная с марта пошел опережающий рост цен на материалы и комплектующие. Скажем, по сравнению с августом 1998 г. стоимость комплектующих увеличилась в среднем в 2,2 раза, а стоимость "Жигулей" с учетом уменьшения скидок и изменения номинальных цен - в 2 раза.
    Чтобы удержать уровень рентабельности, нам приходится сегодня сдерживать косвенные расходы. Например, по содержанию и ремонту зданий и оборудования. Но долго это, естественно, продолжаться не может, так как оборудование уже сейчас требует ремонта...

    -Владимир Борисович, каковы, на ваш взгляд, перспективы предприятия в 1999 году?

    - Ситуация постоянно меняется. Перспектива с продажей автомобилей во второй половине года практически не просматривается. Если будет раскручиваться инфляция (а такую тенденцию мы и наблюдаем), при этом зарплата у людей останется на прежнем уровне, то структура потребительского рынка, конечно, значительно изменится в пользу продуктов и товаров повседневного спроса. Затормозить рост цен на автомобили, добиться сохранения рентабельности на уровне 20-25 процентов можно только введением следующих мер.
    Первое - сокращение закупок по импорту, что даст 450 млн. рублей экономии и снижение импортной составляющей затрат на производство одного автомобиля в 1,5 раза. Уход от закупок оцинкованного металла, освоение производства пластмассовых изделий, а также других материалов и комплектующих. Второе - нейтрализация непроизводительных потерь (хищений, брака и т.д.) наработкой дополнительных мероприятий по снижению затрат даст 150-200 млн. рублей экономии. Третье - расширение продаж "Жигулей" через управления региональных поставок. В 99-м году мы должны реализовать через УРП 360 тысяч автомобилей. Четвертое - цена автомобиля на внешнем рынке не должна быть ниже цен внутреннего рынка, чего нам так и не удалось достичь в прошлом году. На сегодняшний день это условие по многим заключенным контрактам уже выполняется. Пятое - достижение проектных технико-экономических показателей семейства "ВАЗ-2110". Самое главное - освоение производства 16-клапанного двигателя. Кроме того, к концу года ставится задача ввести в эксплуатацию дополнительно мощности на 40 тысяч "десяток". Тогда мы выйдем на плановые показатели 2000 года - 160 тысяч машин. И только на конец 2000 года освоим проектный темп по "2110".
    Все остальное зависит от объективных макроэкономических обстоятельств, которые будут складываться в стране.
Михаил Лашманов,
газета "Миллион Вечерний",
пресс-центр АО "АвтоВАЗ".

На фото: В.Б. Квитко.