Около четырех месяцев назад департамент финансов,
экономики, маркетинга, торговли и технического обслуживания автомобилей АО "АВТОВАЗ"
совместно с Международным институтом рынка открыл серию семинаров по обучению
дилеров. В программу обучения вошли самые разнообразные общетеоретические вопросы
по маркетингу автомобильного рынка, рекламе, техническому обслуживанию, ценообразованию,
региональной политике компании, управлению качеством продукции и многие другие.
В качестве преподавателей наряду с учеными Международного
института рынка выступили руководители подразделений и ведущие специалисты завода.
Сегодня цикл семинаров для руководителей высшего звена дилерских компаний уже
завершен, обучение по другим программам продолжается, разрабатываются и планы
новых семинаров.
О том, чем было вызвано появление подобного вида обучения,
какие проблемы оно должно было решить и каковы дальнейшие перспективы совместной
работы департамента и института, мы попросили рассказать одного из организаторов
семинаров начальника управления маркетинга и финансового планирования АО
"АВТОВАЗ" Алексея Владимировича Борисоглебского.
- Семинары - это только видимая часть айсберга. Фактически
год назад мы приступили к созданию дилерской сети АО "АВТОВАЗ'. Создать ее физически
- значит, заключить с торгующими предприятиями договоры, оформить юридические
отношения. Но этого мало. Каждый участник товародвижения должен сегодня работать
на одну задачу. И эту задачу необходимо было сформулировать и поставить перед
дилерами. Поэтому и было принято решение организовать такого рода обучение для
руководителей высшего звена дилерских предприятий.
Одной из целей этого обучения было завершение формализации
наших отношений с дилерами. Мы провели так называемую инвентаризацию, во время
которой определили, кто же у нас занимается торговлей автомобилями, какими материальными
средствами они обладают, из чего состоят их производственные мощности, что они
умеют делать, каковы объемы реализуемых ими автомобилей и т. п.
Подписав с предприятиями дилерские соглашения, мы обязались
друг перед другом обмениваться информацией, заключать хозяйственные договоры
на передачу и работу с автомобилями и, наконец, работать надолгосрочную перспективу.
А для этого нужно, как минимум, научиться говорить "на одном языке".
Сегодня, к сожалению, дилер выступает как некий независимый
покупатель на рынке. Он хочет побольше и подешевле купить, при этом желая где-нибудь
по возможности словчить. Кстати, у нас в России исторически приветствовалась
такая ловкость при торговле. В мире же приветствуются партнерские отношения.
Дилер рассматривается как продолжение технологической цепи завода (от сборки
автомобилей до продажи покупателю).
Дилер должен быть помощником производителя, а ни в коем случае
не врагом, не конкурентом, не "юридическим лицом, наживающимся на бедах завода".
Чтобы изменить существующую ситуацию, мы решили познакомиться с нашими дилерами
во время семинаров.
Семинары стали местом, где можно изложить свою точку
зрения на некоторые проблемы. Ведь если разобраться, отсутствие такого публичного
"лобного места" и вызвало создание в Тольятти ряда ассоциаций дилеров. Им было
необходимо какое-то единение,- какая-то трибуна, чтобы высказать свое мнение,
найти поддержку.
Семинары - это такое место, где дилеры могут прямо задавать
вопрос руководителям завода, получать от них ответы, действительно влиять на
какие-то процессы.
После семинаров дилеры получают сертификат, к которому
мы относимся достаточно свято. Все сертификаты - номерные, и в настоящее время
мы начали размещение информации о сертифицированных дилерах ВАЗа в средствах
массовой информации. Для чего мы это делаем? Чтобы уйти от того потока непонятной
и не соответствующей действительности рекламы коммерческого характера, которая
публикуется сегодня в СМИ. Например, идут объявления о продаже автомобилей официальным
дилером ВАЗа, и называется фирма, которую мы никогда и в глаза - то не видели.
Чтобы этого не было, мы хотим вновь поднять на должный
уровень понятие "официальный дилер ВАЗа". В средствах массовой информации мы
сообщаем все данные о наших дилерах.
- Алексей Владимирович, повлияли ли семинары на отношение
дилеров к политике, проводимой АО "АВТОВАЗ"?
- Думаю, что повлияли, так как в рассуждениях практически
всех дилеров присутствовало непонимание либо однобокое понимание того, что делает
завод в части ценообразования или в части организации товародвижения. Причем
отношение к нашим действиям было в большинстве своем негативным. Негатив сохранялся
бы и дальше, если бы не было таких семинаров. Здесь нам удалось, на мой взгляд,
объяснить, что собой представляет наша ценовая политика. Мы рассказали о своих
планах на год, о том, как планируем вести себя в условиях изменяющихся макроэкономических
ситуаций, что будем делать в ближайшие 2-3 месяца, когда ожидаем переломных
моментов и т.д.
И, что очень важно, мы изложили свою точку зрения и
защитили свою позицию по схеме поставки автомобилей через региональные управления.
Мы подчеркнули, что не хотим уводить финансовые потоки из Тольятти, т.к. понимаем,
что это обеспечивает процветание нашему городу. К тому же мы понимаем, что у
работающих в Тольятти предприятий сложился определенный денежный оборот, который
предназначен для работы в автомобильном бизнесе, и в случае каких-либо катаклизмов
его сложно развернуть на другой вид деятельности. Для завода стабильность такого
положения - это некоторая страховка. В других же регионах своя жизнь, свои предприятия,
свои налоги, своя социальная сфера. Например, в Липецке, где мы организовали
управление региональных поставок, существует свой гигант - Новолипецкий металлургический
комбинат, и вся политика местных органов строится на его благополучии. Работающие
там фирмы также подстраивают свою политику под деятельность этого комбината.
И если возникнет вопрос, куда направлять средства - куда выгоднее ВАЗу или комбинату,
то вполне понятно, какое будет принято решение.
Понятно, что для нас изменение финансовых потоков -
достаточно рискованная операция, и мы ни в коем случае не предусматриваем увод
из своего региона средств. Речь идет лишь об изменении схемы продвижения товара.
- Какие семинары или другие виды обучения дилеров
планируется проводить в дальнейшем?
- В настоящее время те семинары, которые мы сориентировали
на руководителей высшего звена тольяттинских фирм-дилеров, уже завершились.
И сегодня начинаются занятия для дилеров из Московского региона, затем мы пригласим
представителей Уральского региона. Немного будут смещены акценты. Планируется
порядка 6 курсов для иногородних дилеров. После этого мы приступим к обучению
(уже разрабатывается программа) торговых менеджеров - тех людей, в ком покупатель
видит лицо АВТОВАЗа, кто непосредственно торгует автомобилями, заключает договоры
с покупателями. Само собой требования к ним - совершенно уникальные, начиная
от общей культуры и внешнего вида и заканчивая требованиями к их знаниям и профессиональной
подготовке.
И это будет уже не просто инвентаризация товаропроводящей
сети, а приведение ее к нормальному европейскому виду. На этом фоне к концу
1999 года мы готовим новый дилерский договор, в котором будут детализированы
уже многие вопросы. Так, мы подробно распишем обязательства обеих сторон в части
не просто продажи автомобилей, а выполнения триединой задачи - организации торговли
автомобилями, организации разветвленной системы автосервиса, организации обеспечения
запасными частями.
Подготовила Инна ЧЕКАРЕВА,
газета "Волжский автостроитель".