Архивы: | 1999 | 1998 |
    Пресс-конференция на ВАЗе
Курс- конкурентоспособность, качество, надежность

      Пресс-конференция началась в конгресс-зале заводоуправления в субботу, 29 мая, сразу после общего собрания акционеров и первого заседания совета директоров. Открыл и вел конференцию Владимир Исаков - советник президента - генерального директора и руководитель пресс-центра АО "АВТОВАЗ".
      Представители средств массовой информации не только из Тольятти, Самары, но и ряда столичных изданий, телерадиокомпаний могли адресовать свои вопросы любому члену совета директоров, а также членам правления акционерного общества, присутствующим в зале. Но так вышло, что вопросы преимущественно были адресованы председателю совета директоров Владимиру Каданникову, вновь только что избранному на сей высокий пост.
      Сначала он обратился к собравшимся с кратким вступительным словом:

      - Все знают, что прошедший отчетный год был очень непростым для акционерного общества "АВТОВАЗ". Он характерен падением уровня продаж автомобилей, вызванным в свою очередь падением покупательского спроса.
      После финансового кризиса, начавшегося 17 августа, руководству вновь пришлось принимать ряд неадекватных мер для того, чтобы сохранить завод, обеспечить его деятельность, сохранить налогооблагаемую базу, сохранить коллектив, дав людям возможность работать, получать заработную плату, обеспечивать семьи.
      Прямое подтверждение тому, что все делалось правильно, - итоги сегодняшнего голосования, когда абсолютное большинство присутствующих дало удовлетворительную оценку деятельности акционерного общества и оказало доверие совету директоров, практически в полном составе избрав его на новый срок. Изменение весьма незначительное: вместо Эркина Норова, перешедшего на другую работу, необходимым большинством голосов избран Роман Шейнин.
      В отчетном докладе акционерного общества был проведен анализ не только результатов прошлого года, но и анализ 1 квартала нынешнего года, чтобы было видно поступательное движение вперед. Крупнейшее машиностроительное предприятие сумело сохранить и в значительной степени развить за последние годы свой потенциал. И не только в области разработок новых автомобилей, перехода на параллельный инжиниринг и целого ряда других достижений, но и в области управления технологическими процессами. И пусть не все еще нас до конца устраивает, мы по-прежнему нацелены на процессы реформирования управления, на то, чтобы сделать его таким, чтобы иметь возможность моментально реагировать на все изменения в экономической и политической жизни.
      Оглядываясь в недавнее прошлое, г-н Каданников отметил, что не всегда руководство АО "АВТОВАЗ" находило понимание у правительства, фискальных органов. Но буквально на прошлой неделе достигнуты позитивные договоренности относительно просроченных задолженностей и налоговых преследований.
      Естественно, первый же вопрос журналиста Владимиру Каданникову коснулся именно этой темы.

      - В какой стадии находятся переговоры по погашению долга АвтоВАЗа перед государством?

      - С налоговой службой г. Тольятти, как положено по закону, подписан договор, к которому приложен график реструктуризации или выплаты этой задолженности в 2 млрд. 855 млн. в течение 10 лет, начиная с 1 июля. 31 мая этот договор, заверенный нотариусом, будет передан вместе с выпиской из банка данных нашей регистрационной компании о том, сколько АО "АВТОВАЗ" зарегистрировано акций, на какую сумму, обремененную в залог этого договора. В случае нарушения последнего в течение двух месяцев подряд или двух месяцев в году обремененный пакет акций может быть выставлен РФФИ (Российский фонд федерального имущества)на продажу.
      Что касается долга и штрафа, наложенного на предприятие в связи с так называемой "песочной операцией", эта сумма вместе со штрафом и пени налоговой службой отозвана.

     - Участвовало ли АО "АВТОВАЗ" в передаче акций "AVVA"? Какова их судьба?

      - За минувший год структура собственников Общества никаких изменений не претерпела. Основные акционеры по-прежнему - Автомобильный Всероссийский Альянс, Центральное отделение Автомобильной Финансовой Корпорации, ИК "РУСС-ИНВЕСТ" и российское государство в лице РФФИ. Они сохранили свои пакеты акций. Некоторые изменения произошли только в составе акционеров - физических лиц. Их число возросло за счет обмена свидетельств депонирования АО "AVVA" на акции АО "АВТОВАЗ", то есть акции АО "АВТОВАЗ", принадлежащие АО "AVVA", заменяют на свои же свидетельские депоненты на эти акции. Их могут заменить всем желающим. Акции, как правило, перекупаются инвестиционными компаниями. Ни одна компания не владеет количеством акций более 2%, так что это существенно не влияет на взаимоотношения собственников внутри АО.

      - Когда контрольный пакет акций в качестве залога передавался государству, с АвтоВАЗа хотели получить большую сумму в виде оплаты за эмиссию. Решен ли этот вопрос сейчас?

      - Решен, но не до конца. По закону всякая эмиссия должна быть оплачена. Оплата составляет 0,7 или 0,8% от суммы эмиссии. Поскольку эти акции не продаются - эмиссия не размещается, акции лишь обременены, мы попросили пока отодвинуть оплату, так как в правительстве нам твердо обещали, что за это время появится закон, согласно которому обремененные акции не оплачиваются. К сожалению, в законодательном порядке такое решение пока не принято. Приходится продлять отсрочку еще на полгода.

      - На собрании упоминалось об убыточных дочерних фирмах. Расскажите об их судьбе.

      - Судьба убыточных предприятий одинакова, хоть дочерних, хоть недочерних: их сначала пытаются продать, а затем закрыть. Другое дело, что, как правило, наши дочерние фирмы - предприятия, которые нам поставляют на конвейер детали и узлы. Конечно, эти предприятия мы не продадим и не закроем.

     - Каковы основные направления деятельности АвтоВА3а в 1999 году?

     - В планах нынешнего года - подготовить все необходимое для реформирования предприятия: направления, правила, методы, структуры и т. д. Над этим тщательно работают специальная заводская комиссия, координационный совет директоров. Кроме того, постоянно идет экспертная оценка - своего рода взгляд со стороны. Только после тщательной подготовки теории, ее отработки в следующем году планируется очень аккуратно провести это реформирование.

     - До последнего времени АвтоВАЗ не принимал активного политического участия в жизни страны...

     - Потому что в этом "шапито" ни один нормальный человек принимать участия не хочет.

     - Но будет ли он в связи с предстоящими большими выборными кампаниями проводить свою политическую линию или поддерживать определенные политические силы?

      - АвтоВАЗ будет выражать свою политическую линию через волю коллектива, так как на ВАЗе работают избиратели.

     - Кризис в некотором роде подстегнул ваше производство. Уверено ли вы, что обстановка стабилизируется, ВАЗ удержится на этой волне, и не произойдет ли того, что произошло, допустим, весной 98-го?

      - Не уверен. По той причине, что любое производство - тех ли автомобилей, которые давно выпускаем, тех ли, которые реконструируем и собираемся поставить на производство, прежде всего зависит от внутреннего покупательского спроса. Да, у нас существует возможность увеличить поставки автомобилей на экспорт до 150 тысяч в год и даже больше, так как покупательский спрос за рубежом мы сегодня не удовлетворяем. Но всегда основная масса наших автомобилей будет продаваться в России и в странах СНГ. Если покупательная способность населения будет продолжать падать, наступят тяжелые времена. Второй вопрос - цена естественных монополий, материалов и комплектующих изделий. Автомобиль все-таки не товар первой необходимости, и он не может так расти в цене, как растут цены на естественные монополии, на материалы и комплектующие. По прошлому году при росте после 17 августа в 2,5 раза цены на материалы и комплектующие автомобилей выросли на 53%. Если такая тенденция на ряду с ухудшением покупательского спроса продолжится, то создавать автомобили будет невозможно. Хочется надеяться, что наши поставщики и наше правительство займут правильную политику регулирования цен на естественные монополии.

      - На прошлой неделе Самарская губернская Дума приравняла вексельные расчеты к денежным, и теперь они будут облагаться 5-процентным налогом. Как, по-вашему, это отразится на реализации продукции АтвоВАЗа на территории Самарской области?

      - Практически никак. Речь идет о налоге с розничной продажи по Самарской области. У нас же она в основном оптовая. Если смотреть шире, то оттуда, где продавать становится невыгодно, обычно уходят. Фирмы регистрируются там, где не берут такие налоги, и своя область просто теряет их.

      - Каковы прогнозы относительно понимания проблем автозавода со стороны правительства Степашина? Обсуждались ли кандидатура будущего кандидата в Государственную Думу, которую будет поддерживать ВАЗ?

      - Что касается правительства Степашина, то пока оно с пониманием относится к роли и положению АвтоВАЗа, к его проблемам. То же было и при Примакове. Но сейчас, пожалуй, в большей степени. Так как Степашин лучше знает проблемы завода и по проверкам, которые проводились по линии МВД, и по результатам осуществленных здесь операций. Что касается кандидатуры в Думу, этим вопросом мы не озадачивались.

      - Каким образом на собрании акционеров были оценены результаты финансовой деятельности автозавода в прошлом году?

      - Оценка деятельности совета директоров, годового отчета и доклада по прибылям и убыткам акционерами дана удовлетворительная. Других оценок не было.

        - Поддерживает ли АвтоВАЗ протекционистские меры правительства, выражающиеся в больших налогах на продукцию иностранных автомобильных компаний? Если да, то ваши комментарии по этому поводу.

        - Комментарии простые. Мы ни разу никуда не обращались с просьбой о протекционизме по этому поводу. Что касается политики нашего государства в этом вопросе, то о ней можно достаточно много говорить. Во всяком случае, с наших автомобилей за рубежом берут суммарную таможенную оплату везде больше, чем со стран Европы и США. В других странах, таких, как Китай, суммарная таможенная оплата еще больше. Во всем этом два взаимоисключающих момента: возможность населения выбирать необходимый ему товар и максимальный сбор таможенных налогов в фискальные структуры.
        Суммарная таможенная плата в России равна 56%. Это далеко не самый высокий показатель: меньше, чем в странах бывшего СЭВ, и больше, чем на Аравийском полуострове. Поэтому сюда устремляется большое количество иномарок, в основном подержанных. На положение АвтоВАЗа на российском рынке это, конечно, влияет. Но мы считаем, что сражаться с этим надо не фискальными методами, а конкурентоспособностью, качеством и надежностью.
Ольга Улькина,
газета "Волжский автостроитель",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".