Автомобиль "ВАЗ-2123", или новая
"Нива", как его часто называют, из газетно-журнального фантома, из экспоната
выставок и салонов постепенно становится вполне "земным существом", тревожащим
кошелек покупателя. В этом году намечено выпустить опытно-промышленную партию
в 500 машин, в 2000-м - 1500-3000. "Премьер на ВАЗе было много, но эта будет
особенной", - считает главный конструктор проекта Валерий Даманский.
- Работать над новым автомобилем начали еще в
1980 году, - рассказывает он. - "Нива" была тогда на гребне успеха, полноприводник
"ВАЗ-2121" с несущим кузовом стал откровением для рынка Европы и мира, а в отделе
общей компоновки уже думали над его продолжением. Решения рождались подчас революционные
- совместить, например, раздатку и коробку передач. Получался агрегат с характеристиками
не хуже, но весом всего 27 кг, в то время как раздатка и КП по отдельности тянули
на 27-30 кг. Специалисты ФИАТа, правда, посоветовали не спешить с реализацией
этой идеи ("потребует много времени и денег"), но в будущем, думаю, эта наша
золотая мечта найдет применение в конструкциях "АвтоВАЗа".
- Валерий Иванович, но и сейчас ваш полноприводник
не может пожаловаться на нехватку смелых инженерных решений.
- Это верно. Здесь все электрооборудование и
электроника таковы, что не боятся любого ливня. Пучки проводов исключают замыкания,
разъемы на них обеспечивают плотное соединение всех контактов. Таких разъемов
у нас в стране не выпускают, но сейчас идет работа с одной из зарубежных фирм
на предмет создания СП.
Фары тоже нового поколения. Чтобы после замены
или ремонта установить их в нужное положение, не надо выходить, открывать капот
и крутить там разные ручки. В этих фарах внутри корпуса встроен электрокорректор,
вам достаточно, не вставая с места, повернуть рычажок, и они займут нужное положение.
Кстати, все элементы системы электронного
впрыска топлива тоже содержат сложные, надежные разъемы. Это же относится ко
всем цепям, входящим в блок управления электрическим усилителем, на 40 процентов
уменьшающим нагрузку на руль. Вообще, энерговооруженность "двадцать третьей"
процентов на 40 больше, чем у "десятки".
- Если бы вас попросили написать рекламную
листовку - лаконичную, но емкую...
- Начал бы с дизайна - экстерьер и интерьер
машины никого еще равнодушным не оставили. Отметил бы наличие 5-ти дверей, удлиненную
на 250 мм против "двести тринадцатой" колесную базу. Низкий уровень шума в салоне
и высокую топливную экономичность, плавность хода и устойчивость, удобство посадки
на задние сиденья и электростеклоподъемники. Разработаны три варианта двигателя...
Нет, лаконично не получается.
- А все-таки за счет чего "убирается"
шум?
- В конструкцию двигателя и трансмиссии, как
самых "шумных" узлов, внесены соответствующие изменения. Плюс шумопоглощающие
материалы, дополнительный второй контур уплотнения дверей, лучшее закрывание
самих дверей за счет усовершенствованного замка.
... В апреле 1994 года состоялся заводской техсовет,
избравший концепцию нового отечественного джипа, который теперь носит индекс
"ВАЗ-2123". Он еще делает первые шаги, но уже сейчас можно предсказать, что
ему в какой-то мере уготована судьба "десятки" - и в Москве, и в Рузаевке будут
спрашивать: "Это какая иномарка, ребята?"
- Валерий Иванович, на заводе считают, что
такой автомобиль достоин имени собственного. Ваш вариант?
- Еще не думал об этом.