Архивы: | 1999 | 1998 |

«Можно было бы нам самим и руду копать…»


А.И. Висторопский – заместитель директора по маркетингу и торговле автомобилями АО «АВТОВАЗ». На его плечах организация поставок автомобилей на внутренний рынок, обеспечение поступления средств за проданные предприятиями торговли автомобили и многое другое, от чего голова идет кругом, как бы ни складывались дела на заводе. Правда, по Висторопскому этого не скажешь: выручают крепкое здоровье и неистощимое чувство юмора.

    - Александр Ильич, "детский" вопрос, который часто звучит, даже из уст вазовцев: почему автомобили продает не завод, а сторонние фирмы?

    - А завод никогда не торговал, а поставлял свою продукцию предприятиям торговли. Для того чтобы торговать, надо хотя бы иметь лицензию на это. Но производитель автомобилей иметь ее не может, мы же не розничное предприятие торговли. Так во всем мире: каждый занимается своим делом. А то можно было бы нам самим и руду копать для снижения себестоимости автомобиля. (Смеется.)

    - Прямыми поставками автомобилей с ВАЗа в регионы газетчики сегодня интересуются не меньше, чем новыми разработками заводских конструкторов. Но где же склады готовой продукции (автомобилей) на местах, с которых все начиналось? Сама идея СГП казалась яблоком, упавшим на голову Ньютона...

    - С июля прошлого года из схем отгрузок и продаж автомобилей в регионах это "яблоко" выведено.

    - Но ведь склады называли "филиалами ВАЗа". Отправленные сюда автомобили словно бы и не покидали заводскую территорию, и поэтому НДС с них еще до продажи не взимался, оставляя на какой-то срок в распоряжении завода дополнительные средства. Были и другие плюсы.

    - На практике все оказалось сложнее. Каждый СГП являлся хозяйствующим субъектом на территории данного региона и подпадал под пресс местных налогов: на милицию, на полицию, на образование и другие статьи. Отдавали мы туда машины с дисконтом (скидкой), теряя на этом, оплачивали их транспортировку — опять лишние расходы. Еще и страховали эти поставки, освободив тем самым перевозчика — МПС — от ответственности за разукомплектование машин в пути и т.д. Немало средств потребовала и аренда складских площадей.
    От всего этого мы ушли. Завод договорился с. самостоятельными акционерными обществами на местах (чаще всего это были предприятия "АВТОВАЗтехобслуживания") и отгружает им машины на ответственное хранение, приближая к покупателю. В организации продаж этих машин участвует небольшой коллектив управления региональных поставок, всего 1-2 человека. Юридически это подразделение ВАЗа, вся его налогооблагаемая база находится в Тольятти.
    Управления региональных поставок по доверенности завода заключают договоры с оптовыми покупателями, обеспечивают перечисление средств, полученных от них, на счета завода, после чего отпускают автомобили дилерским фирмам для розничной продажи. Все финансовые потоки замкнуты теперь на АВТОВАЗ. Материальные потоки тоже централизованы: машины находятся на ответственном хранении и остаются собственностью АВТОВАЗа. Деньги за оптовые партии автомобилей оперативно поступают в наш финансово-расчетный центр. Вот и весь сказ. Просто. Дешево. Сердито.
    Кстати, все УРП оснащаются компьютерной техникой, включая сервер. Подтверждение о перечислений денег на заводе получено, и мы, используя в том числе сеть Интернет, передаем на места всю необходимую информацию по отгрузке автомобилей.
 

    - Что представляет собой сегодня сеть региональных управлений?
 

    - Таких подразделений сейчас 29 — от Белгорода на западе до Благовещенска на востоке. С их помощью реализуется до четверти всех автомобилей,  выпускаемых ВАЗом.
 

    - О вас говорят, что вы можете найти общий язык с любым дилером...
 

    -   Правильнее так: мне кажется, что я могу с цифрами в руках убедить самого неуступчивого дилера в правильности моей точки зрения как представителя АВТОВАЗа.
 

    - А сколько, интересно, нужно иметь дилеру, чтобы нормально жить?
 

    - На Канарах отдыхать?
 

    - Нет, чтобы хотя бы имело смысл заниматься продажей машин.
 

    - Мы прикидывали. Вот тольяттинская площадка. Содержание автовоза, количество рейсов, бензин, зарплата персонала фирмы — все просчитали. Плюс разные потери, бой автомобилей (и такое бывает), возможная некомплектность... Получилось, что дилер с каждой машины должен иметь в среднем 6,8% от ее стоимости, при этом 4,8% идут на покрытие расходов, а 2% — это его законный заработок.
 

    - В свое время вашу службу критиковали: розничные цены на автомобили ползут вверх, а завод не реагирует.
 

    - Исправились. Подсчитайте, сколько раз с начала года завод поднимал отпускные цены. Но здесь важно не переборщить: если дилер будет, образно говоря, получать навар от яичной скорлупы, он переключится на торговлю чем-то другим. Картошкой хотя бы. В том и сложность, что приходится учитывать интересы обеих сторон: тех, кто реализует нашу продукцию, и в первую очередь тех, кто ее производит.
 

    - Успехов вам, Александр Ильич, в новом трудном деле.
 

    - Спасибо.


Интервью записал Владимир Бунас,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ".