Архивы:
| 1999 | 1998
|
Петр Михайлович Прусов - главный конструктор "АвтоВАЗа", с редким терпением и
тактом отвечающий на любые вопросы журналистов по автомобильной тематике. Это
интервью Петр Михайлович, который на "АвтоВАЗе" пользуется огромным уважением
и за свои чисто человеческие качества, дал в июле.
- Это верно, что отечественное автостроение началось с "Нивы"? До этого,
мол, наши автомобили были в основном компиляциями западных моделей.
- Я с этим не согласен. Я считаю, что в России был прекрасный легковой
автомобиль - "Победа".
- Но и он, якобы, был "содран" с зарубежного аналога. Многое, в нем, говорят,
от "Опель-Капитана".
- "Победа" достаточно оригинальная конструкция. Была у нас очень хорошая
школа полноприводников, пусть и несколько иная, чем на Западе, хорошая
школа грузовиков. Так что не с "Нивы", а гораздо - гораздо раньше пошло.
Началось, думаю, с Горьковского автозавода. Для меня отправной точкой всегда
будет "Победа".
- Петр Михайлович, Россия талантлива в устройстве социальных экспериментов,
а с автостроением у нее получается хуже. Может, нам надо осознать это и
не пытаться угнаться за ведущими автомобильными державами?
- Я бы не стал смотреть так мрачно. Пример с "Нивой" доказывает, что мы
можем найти на мировом автомобильном рынке свою нишу, в чем-то даже опередить
конкурентов. Сейчас перед нами та же задача - найти свою нишу, чтобы иметь
возможность развивать приоритетные направления в конструировании автомобилей
и дать нашим соотечественникам хороший автомобиль за умеренную цену.
- Осенью должны быть собраны опытные образцы "ВАЗ-1119". Эта модель получила
высокую оценку специалистов по маркетингу "Дженерал Моторс", была одним
из фаворитов клиники (социологического опроса по многим пунктам) нынешней
весной в Москве, где все обследуемые машины, включая иномарки, были в обезличенном
виде и "девятнадцатая" ничем не уступала зарубежным моделям. Есть ли у
нее родство с тем авто, которое разрабатывалось с помощью коллег с ФИАТа
для производства на Елабужском автозаводе? Об этом пишут, намекая на "солидный
возраст" новинки.
- Кое-какая связь с той моделью есть, но в основном дизайнерская. К этому
хочу добавить, что мы занимаемся двумя программами: развития и "выживания".
"ВАЗ-1119" - один из лучших в семействе, создаваемом по "программе выживания",
и рассчитан поэтому в основном на уже имеющуюся технологическую базу.
- Пожалуйста, подробнее об этих двух программах.
- "Программа выживания" - это когда нет возможности произвести достаточные
инвестирования в производство и надо изыскать возможность, чтобы, затратив
как можно меньше средств, получить новую модель. В этом случае семейство
автомобилей строится на максимальном использовании того оборудования и
технологий, которыми уже располагает завод. А программа развития - это
когда есть средства, и ты можешь заложить в проект создания автомобиля
и другую технологию сборки, и другую технологию изготовления деталей.
- Как складывается рабочий день главного конструктора "АвтоВАЗа"?
- 80 процентов его занимает нужная, но рутинная работа, ну а 20 - ра6ота,
напрямую связанная с развитием, с будущим "АвтоВАЗа".
Интервью взял Владимир
Бунас,
Пресс-центр АО «АВТОВАЗ»