Архивы: | 1999 | 1998 |

Вначале была "Победа"


Петр Михайлович Прусов - главный конструктор "АвтоВАЗа", с редким терпением и тактом отвечающий на любые вопросы журналистов по автомобильной тематике. Это интервью Петр Михайлович, который на "АвтоВАЗе" пользуется огромным уважением и за свои чисто человеческие качества, дал в июле.
        - Это верно, что отечественное автостроение началось с "Нивы"? До этого, мол, наши автомобили были в основном компиляциями западных моделей.
        - Я с этим не согласен. Я считаю, что в России был прекрасный легковой автомобиль - "Победа".
        - Но и он, якобы, был "содран" с зарубежного аналога. Многое, в нем, говорят, от "Опель-Капитана".
       - "Победа" достаточно оригинальная конструкция. Была у нас очень хорошая школа полноприводников, пусть и несколько иная, чем на Западе, хорошая школа грузовиков. Так что не с "Нивы", а гораздо - гораздо раньше пошло. Началось, думаю, с Горьковского автозавода. Для меня отправной точкой всегда будет "Победа".
        - Петр Михайлович, Россия талантлива в устройстве социальных экспериментов, а с автостроением у нее получается хуже. Может, нам надо осознать это и не пытаться угнаться за ведущими автомобильными державами?
        - Я бы не стал смотреть так мрачно. Пример с "Нивой" доказывает, что мы можем найти на мировом автомобильном рынке свою нишу, в чем-то даже опередить конкурентов. Сейчас перед нами та же задача - найти свою нишу, чтобы иметь возможность развивать приоритетные направления в конструировании автомобилей и дать нашим соотечественникам хороший автомобиль за умеренную цену.
        - Осенью должны быть собраны опытные образцы "ВАЗ-1119". Эта модель получила высокую оценку специалистов по маркетингу "Дженерал Моторс", была одним из фаворитов клиники (социологического опроса по многим пунктам) нынешней весной в Москве, где все обследуемые машины, включая иномарки, были в обезличенном виде и "девятнадцатая" ничем не уступала зарубежным моделям. Есть ли у нее родство с тем авто, которое разрабатывалось с помощью коллег с ФИАТа для производства на Елабужском автозаводе? Об этом пишут, намекая на "солидный возраст" новинки.
        - Кое-какая связь с той моделью есть, но в основном дизайнерская. К этому хочу добавить, что мы занимаемся двумя программами: развития и "выживания". "ВАЗ-1119" - один из лучших в семействе, создаваемом по "программе выживания", и рассчитан поэтому в основном на уже имеющуюся технологическую базу.
        - Пожалуйста, подробнее об этих двух программах.
        - "Программа выживания" - это когда нет возможности произвести достаточные инвестирования в производство и надо изыскать возможность, чтобы, затратив как можно меньше средств, получить новую модель. В этом случае семейство автомобилей строится на максимальном использовании того оборудования и технологий, которыми уже располагает завод. А программа развития - это когда есть средства, и ты можешь заложить в проект создания автомобиля и другую технологию сборки, и другую технологию изготовления деталей.
        - Как складывается рабочий день главного конструктора "АвтоВАЗа"?
        - 80 процентов его занимает нужная, но рутинная работа, ну а 20 - ра6ота, напрямую связанная с развитием, с будущим "АвтоВАЗа".

Интервью взял Владимир Бунас,
Пресс-центр АО «АВТОВАЗ»