Архивы: | 1999 | 1998 |

Новые заботы прежнего авторитета

    Автомобиль на скорости 50 километров в час налетает на бетонный куб. Скрежет металла, звон стекла и все замирает. Две фигуры на передних сиденьях сидят как живые. Впрочем, если бы они были людьми с самого начала, то обязательно выжили бы, несмотря на полностью искореженный автомобиль. Ведь речь идет об испытаниях разработанной в соответствии с международными требованиями безопасности "Нивы" ВАЗ-21213.

    Чем отличается любой автозавод от сборочного производства? Не в последнюю очередь тем, что не просто закручивает гайки на когда-то созданных моделях, а постоянно совершенствует свои пользующиеся успехом разработки. Наглядным примером тому на ВАЗе может служить "Нива. Вот уже более двух десятков лет этот автомобиль пользуется устойчивым спросом и на внутреннем, и на зарубежном рынках. Главным образом за счет постоянного следования духу автомобильного времени. Вот и совсем недавно специалисты конструкторского управления действующего производства завершили доведение конструкции "213-й" "Нивы" до соответствия самым последним требованиям безопасности ЕЭК ООН. Доработать пришлось более 40 деталей внутренних и наружных выступов автомобиля. В большинстве из них изменения совершенно незаметны и понятны лишь специалистам. А с некоторыми доработками автолюбители могут столкнуться уже в самое ближайшее время. О них и пойдет речь ниже.
    С конца 1998 года в производстве ВАЗ-21213 идет так называемая энергоемкая панель приборов. Над ее созданием долгое время бились: конструкторы - над чертежами, автомобили с манекенами - на катапульте. Требования таковы, что у панели не должно быть никаких острых кромок. Даже если при ударе от нее что-то отламывается, эти обломки или осколки не должны быть травмоопасными. Если поставить рядом две панели старую и новую, то сразу заметны более плавные контуры последней. Это не плод дизайнерского искусства, а соблюдение радиусов кромок. Вот какая вроде бы разница - радиус закругления у выступов панели вашей машины 3 миллиметра или 3,2 миллиметра? Когда сидишь за рулем, практически никакой. А не дай Бог после лобового столкновения доведется налететь лицом на выступ панели и узнаешь, что 3 мм все-таки значительно острее 3,2 мм.
    Изменилась конструкция крышки ящика-перчаточника, или (в простонародье) "бардачка". Если раньше он запирался одной защелкой сверху, то теперь двумя и по бокам. В новой панели при ударе эта крышка уже не откроется, вопьется в грудь или живот переднему пассажиру, -расположенная под перчаточником так называемая журнальная полка также претерпела изменения. В традиционном варианте иногда даже в нормальных условиях ее мог задевать коленями передний пассажир, особенно если это девушка с ногами из модельного бизнеса. А уж в случае наезда автомобиля на препятствие эта полка и вовсе становилась причиной множества травм. На переднее сиденье пассажира в доработанную "Ниву" теперь может смело садиться любая фотомодель без опасения за целостность своего главного богатства - ног.
    Самым заметным изменением стало избавление от поворотной форточки на двери. Теперь здесь появилось цельное опускное стекло. Многие водители, и в особенности курильщики, наверное, встали бы на защиту прежнего удобства. На поверку же оно выходит с приставкой "псевдо". Вроде бы с ней было удобно. Чуть приоткрыл в салоне приятный сквознячок, и пепел в форточку можно стряхивать без опасения, что его назад задует. Тот же сквознячок можно сделать и с цельным стеклом. А вот при столкновении автомобиля угол открывшейся форточки уже у не что иное, как нож, на который ости от направления удара может напороться грудью, горлом, лицом или виском. В "лучшем" случае тот же замок форточки станет причиной множества переломов. Да и потом, угонщики и автоворишки давно прознали такую особенность: если снаружи к стеклу в месте прикрепления к нему замка форточки прижать зажженную сигарету, то очень скоро этот замок отпадет. А вообще, курить вредно и сквозняк причина простудных заболеваний.
    Пришлось конструкторам потрудиться и над вертикальным перемещением руля. При ударе на скорости 50 км/час оно должно быть таким, что даже при воздействии на грудную клетку водителя баранка не причиняла бы ему тяжелую травму. Или, говоря конкретно, человек после этого должен выжить. Таким образом, сначала в доработанной "Ниве" появилась телескопическая рулевая колонка. Впрочем, последние разработки вазовских конструкторов показывают, что можно обойтись и без этой дорогостоящей системы, сохранив всю травмобезопасность. Еще один-два разбитых на испытательной катапульте о бетонный куб автомобиля и новый руль получит путевку в жизнь. Потребовалось вмешательство и в крепление ремней безопасности. С нынешним наклоном ремень не проведет удушающий прием, а разве что надавит на грудь, если она женская. Возможно, не без удовольствия для последней.
    Несколько изменена конструкция лонжеронов моторного отсека. Теперь при сильном встречном ударе они начинают ломаться спереди и этим как бы смягчают воздействие на весь автомобиль и находящихся в нем людей и грузов. При этом новый лонжерон сохранил всю необходимую для кузова вседорожника жесткость. Внесенные изменения были направлены не только на безопасност
ь водителя и пассажиров, но и тех людей, что находятся "за бортом автомобиля, то есть пешеходов. Именно из этих соображений были до работаны решетка радиатора, боковые накладки бамперов. Приемы те же самые - утолщение выступающих кромок, использование более мягкого материала. И наконец еще одно новшество, которое по достоинству оценят водители. В доработанной "Ниве" снижен уровень шума. Для этого здесь установлен новый воздушный фильтр - увеличенного объема с большим входным отверстием. На капоте и брызговике двигателя появились шумопоглощающие прокладки из материала "Антифон".
    Доработанный по всем этим требованиям автомобиль прошел через Международный центр испытаний транспортных средств ЮТАК. Изменения получили одобрение специалистов и соответствующие сертификаты. Таким образом, оставаясь наиболее продаваемым за рубежом автомобилем, "Нива" дополнительно получила огромный потенциал для расширения своего рынка. Недавно специалисты ЮТАК разрешили продажу за рубежом серийной "Нивы" в комплектации с дизельным двигателем "Пежо". Сборку таких автомобилей на ВАЗе планируют начать уже августе этого года. Ну а вазовские конструкторы продолжают разработку различных модификаций с дизелями отечественного производства и бензинового двигателя с распределенным впрыском.


Е. Веретин,
газета "Комсомольская правда в Тольятти"