Архивы: | 1999 | 1998 |

"Мы юани за "Жигули" не принимаем"

     В прошлом году АВТОВАЗ взял "повышенные обязательства" — реализовать в 1999 г. в странах СНГ 15000 малолитражек — рекорд последних лет. Состоится ли он? Об этом, и не только об этом, в разговоре с начальником управления маркетинга и финансового планирования Алексеем Борисоглебским.
    - Если откровенно, прямые поставки в СНГ пока идут тяжело, но ведь мы сами себе поставили условие — обеспечить эффективность поставок не хуже, чем на внутреннем рынке. А это значит — цены внутреннего рынка и предоплата. И вот здесь уже начинаются сложности. Украина — хороший, богатый рынок, 30-35 тысяч автомобилей в год можно продавать! Но есть проблема — украинские фирмы практически не могут осуществлять предоплату нам сюда за автомобили. Деньги есть. Желание есть. Клиенты есть, но законы не позволяют.
    Второе — это двойное налогообложение. С нас взымают НДС и на Украине, при продаже автомобиля, тоже. Или взять Казахстан, не менее замечательный рынок. Сейчас мы с ним в едином таможенном пространстве и фактически границы не должно быть, ее в общем-то и нет. Но мешает то, что мы работаем в поле разных валют — у нас рубль, там теньге. Рубль рухнул в августе, теньге в феврале (но уже нынешнего года.) Последствия как у нас: доллар подорожал (а в расчетах со странами СНГ мы используем только твердую валюту), покупать его, чтобы оплатить поставки автомобилей, не всем казахстанским фирмам стало по карману. Тем более в этих условиях делать предоплату.

    — И никакой альтернативы?

    — Мы сейчас разработали вариант перехода на торговлю по тем же принципам, что и в дальнем зарубежье, т.е не предоплата, а аккредитивная форма оплаты. Она более устраивает наших клиентов. Система предоплаты страхует производителя, продавца. Аккредитивная еще и покупателя: поставщик обязан выполнить условия контракта "до запятой" и только после этого имеет право воспользоваться деньгами покупателя. Это очень серьезная схема.

    — По радио прозвучало, что некоторые экономисты Казахстана предлагают "опереться на юань как на базовую валюту". Это внесет какие-то изменения в торговлю автомобилями с нашим соседом?

    — Мы юани за автомобили не принимаем.

    — Заработал ли в Оренбурге меновой двор, идею которого предложит АВТОВАЗ?

    — Такой двор создан, он сориентирован на частного покупателя, который покупает машины в России и своим ходом гонит в Казахстан.

    — А что в обмен мы получаем?

    — Деньги, рубли мы получаем. Разве этого мало!

    — Но ведь название — "меновой двор". . .

    — Для того, чтобы запустить механизм любого дела, оно должно с чего-то начаться. Вот оно и началось с торговли автомобилями. Накопятся оборотные средства, появятся интересные проекты.

    — В какие страны СНГ у нас есть прямые поставки?

    — В Армению, Грузию, Азербайджан. Начинаем работать с Белоруссией.

    — А другие наши соседи?

    — Все та же сложность: законодательство. Во многих странах СНГ запрещена конвертация валют с целью оплаты за автомобили, они не считаются предметами первой необходимости. Вот Узбекистан: и рынок хороший, и ждут, несмотря на то, что там корейские машины выпускают, но спрос натыкается на жесткий запрет.

    — Но ведь тот же меновой двор и замышлялся как средство уйти от этой конвертации. Как он будет выглядеть, когда заработает на полную катушку?

    — В принципе речь идет о бартерных операциях. Все это будет, но когда именно, не знаю.

    — "Комсомолка" пишет, что АВТОВАЗ в этом году получает от торговли на внутреннем рынке практически те же преимущества, что и на внешнем. . .

    — Интересно вопрос поставлен. Обычно нас укоряли в том, что мы на экспорт поставляем с меньшей выгодой, чем продаем у себя. Внутренний рынок для нас всегда был хорошим. Сегодня мы, например, в Финляндию поставляем с эффективностью плюс 10 процентов, то есть, грубо говоря, на 10 процентов цена выше, чем цены на этом рынке. Это связано, конечно, с курсом доллара. Вообще традиционно мы старались сработать "на единицу", т.е. чтобы торговля на внешнем рынке была не хуже, чем на внутреннем. Сегодня удается даже выше этот коэффициент поднять.

    — Заводу выгоднее в регионах продавать (за счет поправочного коэффициента автомобили здесь дороже, чем в Тольятти), а потребителю? Может, проще съездить в "автомобильную столицу"?

    — Вопрос сложный. Может, и выгоднее: скопить деньги, приехать в Тольятти, купить машину и уехать на ней в свой родной город. А дальше начнется — готов ли покупатель рисковать новым, незарегистрированным, незастрахованным автомобилем, гоняя его, необкатанного, по нашим дорогам, с установленными там порядками, с бензином, который не на всех заправках качественный. Есть категория лиц, которая занимается этим бизнесом — перегонкой автомобилей, мы их называем перегонщиками. Я знаю, на каких режимах некоторые из них гонят автомобили, это страшно. Бывает, двигатель и коробка передач требуют ремонта сразу же. Если это "Нива", то мосты. . . Вроде и выгоднее, но я не стал бы покупать так.

    — Вернемся к прямым поставкам. Сколько на сегодня продано вазовских малолитражек в СНГ? Каковы перспективы автомобильной торговли с нашими соседями?

    — Продано за восемь месяцев около семи тысяч автомобилей. Думаю, все наладится.


Интервью взял Владимир Бунас,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".