В прошлом году АВТОВАЗ взял "повышенные обязательства" — реализовать в 1999
г. в странах СНГ 15000 малолитражек — рекорд последних лет. Состоится ли он?
Об этом, и не только об этом, в разговоре с начальником управления маркетинга
и финансового планирования Алексеем Борисоглебским.
- Если откровенно, прямые поставки в СНГ пока идут тяжело,
но ведь мы сами себе поставили условие — обеспечить эффективность поставок не
хуже, чем на внутреннем рынке. А это значит — цены внутреннего рынка и предоплата.
И вот здесь уже начинаются сложности. Украина — хороший, богатый рынок, 30-35
тысяч автомобилей в год можно продавать! Но есть проблема — украинские фирмы
практически не могут осуществлять предоплату нам сюда за автомобили. Деньги
есть. Желание есть. Клиенты есть, но законы не позволяют.
Второе — это двойное налогообложение. С нас взымают
НДС и на Украине, при продаже автомобиля, тоже. Или взять Казахстан, не менее
замечательный рынок. Сейчас мы с ним в едином таможенном пространстве и фактически
границы не должно быть, ее в общем-то и нет. Но мешает то, что мы работаем в
поле разных валют — у нас рубль, там теньге. Рубль рухнул в августе, теньге
в феврале (но уже нынешнего года.) Последствия как у нас: доллар подорожал (а
в расчетах со странами СНГ мы используем только твердую валюту), покупать его,
чтобы оплатить поставки автомобилей, не всем казахстанским фирмам стало по карману.
Тем более в этих условиях делать предоплату.
— И никакой альтернативы?
— Мы сейчас разработали вариант перехода на торговлю по тем
же принципам, что и в дальнем зарубежье, т.е не предоплата, а аккредитивная
форма оплаты. Она более устраивает наших клиентов. Система предоплаты страхует
производителя, продавца. Аккредитивная еще и покупателя: поставщик обязан выполнить
условия контракта "до запятой" и только после этого имеет право воспользоваться
деньгами покупателя. Это очень серьезная схема.
— По радио прозвучало, что некоторые экономисты Казахстана
предлагают "опереться на юань как на базовую валюту". Это внесет какие-то изменения
в торговлю автомобилями с нашим соседом?
— Мы юани за автомобили не принимаем.
— Заработал ли в Оренбурге меновой двор, идею которого
предложит АВТОВАЗ?
— Такой двор создан, он сориентирован на частного покупателя,
который покупает машины в России и своим ходом гонит в Казахстан.
— А что в обмен мы получаем?
— Деньги, рубли мы получаем. Разве этого мало!
— Но ведь название — "меновой двор". . .
— Для того, чтобы запустить механизм любого дела, оно должно
с чего-то начаться. Вот оно и началось с торговли автомобилями. Накопятся оборотные
средства, появятся интересные проекты.
— В какие страны СНГ у нас есть прямые поставки?
— В Армению, Грузию, Азербайджан. Начинаем работать с Белоруссией.
— А другие наши соседи?
— Все та же сложность: законодательство. Во многих странах
СНГ запрещена конвертация валют с целью оплаты за автомобили, они не считаются
предметами первой необходимости. Вот Узбекистан: и рынок хороший, и ждут, несмотря
на то, что там корейские машины выпускают, но спрос натыкается на жесткий запрет.
— Но ведь тот же меновой двор и замышлялся как средство
уйти от этой конвертации. Как он будет выглядеть, когда заработает на полную
катушку?
— В принципе речь идет о бартерных операциях. Все это будет,
но когда именно, не знаю.
— "Комсомолка" пишет, что АВТОВАЗ в этом году получает
от торговли на внутреннем рынке практически те же преимущества, что и на внешнем.
. .
— Интересно вопрос поставлен. Обычно нас укоряли в том, что
мы на экспорт поставляем с меньшей выгодой, чем продаем у себя. Внутренний рынок
для нас всегда был хорошим. Сегодня мы, например, в Финляндию поставляем с эффективностью
плюс 10 процентов, то есть, грубо говоря, на 10 процентов цена выше, чем цены
на этом рынке. Это связано, конечно, с курсом доллара. Вообще традиционно мы
старались сработать "на единицу", т.е. чтобы торговля на внешнем рынке была
не хуже, чем на внутреннем. Сегодня удается даже выше этот коэффициент поднять.
— Заводу выгоднее в регионах продавать (за счет поправочного
коэффициента автомобили здесь дороже, чем в Тольятти), а потребителю? Может,
проще съездить в "автомобильную столицу"?
— Вопрос сложный. Может, и выгоднее: скопить деньги, приехать
в Тольятти, купить машину и уехать на ней в свой родной город. А дальше начнется
— готов ли покупатель рисковать новым, незарегистрированным, незастрахованным
автомобилем, гоняя его, необкатанного, по нашим дорогам, с установленными там
порядками, с бензином, который не на всех заправках качественный. Есть категория
лиц, которая занимается этим бизнесом — перегонкой автомобилей, мы их называем
перегонщиками. Я знаю, на каких режимах некоторые из них гонят автомобили, это
страшно. Бывает, двигатель и коробка передач требуют ремонта сразу же. Если
это "Нива", то мосты. . . Вроде и выгоднее, но я не стал бы покупать так.
— Вернемся к прямым поставкам. Сколько на сегодня продано
вазовских малолитражек в СНГ? Каковы перспективы автомобильной торговли с нашими
соседями?
— Продано за восемь месяцев около семи тысяч автомобилей.
Думаю, все наладится.
Интервью взял Владимир Бунас,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ".