Архивы: | 1999 | 1998 |

Безымянная высота у тангульского перевала


    "Разведка боем" - предварительный подъем по склону выбранной нами в шести километрах от базового лагеря горы до высоты 5550 м был относительно легким. Начав с высоты 5200 поднимались вверх, выбирая путь по тонкому слою местам лежащего дерна. Через двести метров трава кончилась, но грунт был еще плотным. Чуть дальше начиналась сплошная каменная осыпь - обломки камней с острыми как бритва кромками. По такому пути позже пришлось идти несколько сот метров. А сегодня, спустившись в лагерь, последний раз осматривали машины и заливали в баки привезенный из России хороший бензин готовясь к рекорду.
   К вечеру погода испортилась и пошел снег, мелкий и жесткий, шелестевший по палаткам всю ночь. Но климат на тибетском плато контрастный и к исходу дня склоны гор очистились и почти просохли. Было решено на следующее утро начать подъем.
   ...Те, кому доводилось вести автомобиль по толстому слою крупного щебня, могут отдаленно представить себе поведение машины на осыпи. Те, кто нырял на запредельную глубину, а потом, выскочив на поверхность воды, судорожно глотал воздух, могут отдаленно представить себе дыхание и самочувствие водителя на высоте. Кроме того, сильнейшая головная боль приводит к тому, что сидящий за рулем человек через десять минут подъема полностью теряет силы. За время движения нужно выбрать путь длиной несколько десятков метров, проехать его не порезав шины и поставить автомобиль так, чтобы он мог тронуться и пройти следующие несколько десятков метров, потому что и мотор задыхается. И лишь раскрутив его до максимальных оборотов можно сдвинуть машину с места.
   На "Ниве" А.Дубовикова на высоте 5400 м камень вспорол боковину колеса. Ни сил, ни времени на замену не было. Машину оставили на склоне.
   Через сто метров минивэн ведомый С.Тюльпановым не смог подниматься выше - мотор задыхался и не тянул.
   Оставалась белая "31 - я", которой управлял Г.Котов. Вся надежда была на то, что Георгий вовремя разглядит острые кромки камней и сумеет их обойти. На одном из участков машина поползла по осыпи и ее пришлось всей командой страховать тросом. Но через несколько метров "Нива" вновь пошла самостоятельно.
   Высота 5600, затем еще 50 метров, вот уже 5700, 5726 - дальше короткий крутой подъем и вершина - 5770. Но сил у мотора больше нет. Несколько попыток взять последний подъем безуспешны. Рев мотора - как рык бессильной ярости. 5726 - предел. Вершина горы осталась непокоренной.
   И все - же "Нива" въехала на недостижимую еще никакому автомобилю высоту. Есть мировой рекорд.
   Георгий Котов, Александр Дубовиков, Сергей Тюльпанов, Джефф Шеа - обессилившие альпинисты сидят на камнях успокаивая "рваные" легкие и смотрят то на вершину, то на "Ниву".
   Жаль, что не дошли, но все - же здорово ,что есть рекорд.
  Сил нет. А впереди еще опасный спуск, тяжелый, не дающий отдыха сон в палатках базового лагеря и лишь на следующий день путь вниз, в спасительный кислород плоскогорья.

Павел Недорезов, г. Лхаса. 21.09.99

Пресс-центр АО "АВТОВАЗ".