Среди иностранных деловых партнеров Волжского автомобильного завода весьма важную
роль играли фирмы Великобритании.
Поставки и совместный запуск сотен единиц
сварочного, токарного, шлифовального оборудования в период создания ВАЗа, освоение
лицензии и технологии холодной объемной штамповки деталей переднего привода
"Нивы", сотрудничество в доводке спортивной версии автомобиля ВАЗ-2110, обучение
вазовских дизайнеров и менеджеров, поставка гидравлических и смазочных масел
для цехов ВАЗа - факты нашей общей истории. Так же как и поставки в страну туманного
Альбиона многих тысяч малолитражек марки "ВАЗ".
В последнее десятилетие обстоятельства,
непредвиденные и независящие от АВТОВАЗа, мешали дальнейшему развитию деловых
связей с британскими партнерами.
Тем значительнее серия событий, происшедших
в конце сентября 2000 года в городе Тольятти. По мнению посла Великобритании
сэра Родерика Лайна, этому способствовали переговоры президента РФ Владимира
Путина и премьер-министра Великобритании Тони Блэра.
Выставка "Великобритания в России" при
участии почти 70 фирм страны-устроителя, большой делегации деятелей бизнеса
и культуры, журналистов, визит посла Великобритании в России сэра Родерика Лайна,
а затем и Его Королевского Высочества принца Майкла Кентского показали серьезность
нынешних намерений официального и делового Лондона в России, на протяжении веков
выступавшей союзницей Великобритании.
Похоже, что Великобритания полна решимости
укрепить свои позиции в стратегически важных для бизнеса индустриальных регионах
России.
27 сентября Его Королевское Высочество
принц Майкл Кентский и сопровождающие его лица встречались с президентом - генеральным
директором АО "АВТОВАЗ" Алексеем Николаевым.
Его Королевское Высочество двадцать лет
был президентом ассоциации по соблюдению стандартов в автомобилестроении Великобритании,
притом не только в сфере производства, но и сбыта автомобилей. Взаимопонимание
установилось с первых минут встречи.
Затронутые в беседе вопросы касались состояния
и перспектив сотрудничества с фирмами Королевства по лицензионным проектам,
поставкам технологического оборудования и автомобильных комплектующих, возможностей
взаимовыгодного участия партнеров Великобритании в инвестировании развития АВТОВАЗа.
Затем высший гость осмотрел цеха сборочно-кузовного
производства, лично проехал по территории завода за рулем серийного автомобиля
семейства "десятки", познакомился с перспективными моделями в научно-техническом
центре предприятия.
Почти тридцать лет назад в заводском интерклубе
также тепло проходила встреча заводчан с приехавшими в Тольятти на стажировку
специалистами по техобслуживанию "Жигулей" из Великобритании. Среди них были
и участники смертельно-опасных морских конвоев, доставлявших в Мурманск вооружение,
боеприпасы, материалы в годы Второй Мировой войны. На сцене интерклуба эти люди
пели со слезами на глазах "Спасательную шлюпку" - песню своей юности, а потом
один из ветеранов показывал нам, молодым вазовцам - участникам встречи, пожелтевшие
талоны на сигареты - реликвии 1942 года, до боли знакомые и россиянам. Он был
так похож на наших стариков…
Сегодня многое в отношениях с зарубежными
фирмами приходится строить вновь, восстанавливая утраченное в деловой репутации
завода, города, страны.
Огромный опыт интернационального сотрудничества,
надежность, профессионализм, социальная стабильность коллектива, желание быть
среди лидеров мирового автомобильного производства, - вазовский капитал, который
привлекает партнеров, как в России, так и за рубежом.
Общий наш капитал этот дорого стоит.
А гостям с берегов Темзы - спасибо за инициативу,
за приглашение к совместному бизнесу.
Владимир Исаков,
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
3 октября 2000 г.