Архивы | 2000 | 1999 | 1998 |
Часовня Архистратига Божия Михаила

        21 ноября будет три года заводской часовне Архистратига Божия Михаила. Те, кто приезжает на завод из других городов, порой недоуменно спрашивают: "Эта часовня у вас от Старого города осталась, и вы к ней завод пристроили?" Это, на мой взгляд, самая высшая похвала создателям часовни - дизайнерам АВТОВАЗа. Удалось им постигнуть тайны древнего храмостроительства. Весь облик часовни напоминает Святую Русь, которая хранила веру православную, ибо в ней находила свое спасение.

"Любил я в детстве слушать звон колоколов..."

         Так сказал мне Марк Васильевич Демидовцев - руководитель проекта часовни, бывший главный дизайнер АВТОВАЗа, а ныне помощник вице-президента по техническому развитию К. Г. Сахарова.
         Почти шестьдесят лет прошло, а не мог Демидовцев забыть, как в его родном городе Павлове-на-Оке уничтожали храмы. Зачем? Почему? Непонятно было ему, мальчику. И страшно... До сих пор в глазах стоит картина, как оцепили церковь милицией, подложили под колокольню динамит, стали взрывать. Но только с третьей попытки произошел сотрясающий землю взрыв, и колокольня рухнула. Женщины в толпе не выдержали, заплакали, запричитали. И его сердце пронзила острая боль от того, что он больше никогда не услышит мелодичный звон колоколов. Прошло много лет, и он понял, что взрывали не просто здания церквей,- губили души людей, отлучая в советские времена от Бога.
         Хорошо; что наконец закончилось "лихое время". И появилось у Марка Васильевича желание, причем очень сильное, самому построить церковь. Вернее, воссоздать то, что было разрушено у него на глазах. Трудно винить дедов и отцов: ослепили их сознание, теперь его поколению надо замаливать грехи предков, залечивать раны, нанесенные православию.

         Причем хотелось Марку Васильевичу построить часовню около завода. Часовни же, как правило, возводятся в тех местах, где произошли какие-то знаменательные события. Разве появление Волжского автомобильного завода не является знаменательным событием? Великая стройка двадцатого века! Вся Страна Советов в ней участвовала. Лучшие компании мира оснащали завод самым передовым оборудованием. И, конечно, надо отдать должное всем вазовцам, которые уже тридцать лет решают проблему автомобилизации всей страны. Нелегкая и очень ответственная эта задача.
         Как-то в 1996 г приехал на узкое совещание в департамент развития председатель совета директоров В. В. Каданников. При встрече сказал:

         - Слушай, Марк Васильевич, вот, кажется, мы уже все построили, а душа еще чего-то просит...

         - Надо часовню около завода построить, - тихо сказал Демидовцев.

         - Что? - удивился Каданников. -Давай-ка отойдем в сторону. Почему часовню? Почему около завода?

         - Мы же с разных мест приехали, - стал объяснять Марк Васильевич. - Многие оставили своих родственников. Ради идеи в основном. Завод новый построить! А теперь стали уже люди умирать... Надо сделать так, чтобы память о них не исчезала. Заведем в часовне Книгу Памяти, будем записывать всех, кто уходит в мир иной, и молиться за их души. В часовне еще можно служить молебны за здравие всех работающих на заводе.

         - Хорошая идея, - сказал Каданников. - Проектируй часовню, но никому не говори.

         Демидовцев для разработки проекта часовни пригласил своих коллег - дизайнеров Олега Васильевича Краснобаева и Сергея Ивановича Богушева, руководителя студии декоративно-прикладного искусства при центре дизайна Марию Акимовну Исаеву.
         Прежде всего занялись изучением архитектуры русских храмов, особенностей строительных материалов. Работа была непривычной, но захватила целиком. Создали несколько проектов часовни.
         27 марта 1997 года совет директоров АВТОВАЗа принял решение о строительстве часовни около территории завода. Вице-президент по техническому развитию АО "АВТОВАЗ" К. Г. Сахаров возглавил весь комплекс работ по созданию часовни, он же выбрал конкретное место для ее строительства. Часовня должна была стоять на перекрестке дорог, между департаментом развития и заводоуправлением, как бы встречая всех на пороге основной территории завода.
         В ноябре часовню планировали достроить. И вот тогда протоиерей отец Валерий, настоятель Преображенского собора, предложил посвятить часовню Архистратигу Божию Михаилу.
         25 мая 1997 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освятил место, где будет часовня. И наконец начали строить. Трудностей хватало у всех. Постройка храмов требует особого искусства.
         А между тем появились противники у часовни. Что вы делаете? Зачем она нужна? Вам что, деньги девать некуда? Уж лучше постройте еще один храм в Автозаводском районе. Были и агрессивные высказывания. Да мы эту вашу часовню взорвем, подожгем...
         Но несмотря ни на какие возражения, продолжали строить часовню. И торопились, торопились, чтобы успеть все сделать к 21 ноября. Слава Богу, все получилось. Освящение часовни состоялось точно в срок. Президент АО "АВТОВАЗ" А. В. Николаев вручил отцу Валерию Книгу Памяти.

Книга Памяти

         В начале лета 1998 г часовню все-таки подожгли. Чьи злые руки это сделали - неизвестно. Но Бог-то знает все.
         Прости их, Господи. Они не ведали, что творили. Ведь могла сгореть не только часовня, но и Книга Памяти, которая в ней находится. Двойное надругательство. Над святым и земным.
         На первой странице Книги Памяти есть слова: "Во Блаженном Успении вечный Покой Подаждь, Господи, всем зде Приснопоминаемым и сотвори им вечную Память".
         Если бы сгорела часовня, где бы проводились отцом Дмитрием Лескиным службы, молебны? Где молиться тем, кто уже привык приходить к иконе Архистратига Божия Михаила за духовной помощью во всех земных делах и проблемах? Ему надо молиться (по традиции) еще о спасении и сохранении России. Архистратиг Божий Михаил и на земле борется с диаволом и его падшими ангелами.
         21 ноября часовне будет уже три года. Она стала неотъемлемой частью жизни многих вазовцев. Хотя, к сожалению, пока не утвердилась традиция постоянно записывать фамилии в Книгу Памяти. Ограничений нет никаких для православных усопших. Все мы независимо от чина равны перед Богом. Все рабы Божии.
         Пусть больше горит в часовне свечей за упокой усопших. Вечная им память. Пусть больше горит свечей за здравие всех работающих на ВАЗе. И чаще раздаются молитвы: "Избранный Небесных сил Воеводо и рода человеческого заступниче... от всяких бед освобождай, да с верою и любовию в вохвалу тебя зовем: радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами".


Людмила МОХОВИКОВА,
газета Волжский Автостроитель,
информация предоставленна
пресс-центром АО "АВТОВАЗ".
21 ноября 2000 г.