Итак, 27 ноября производство пластмасс отмечает свой пятилетний юбилей. У истоков создания нового подразделения стоял Николай Васильевич Ляченков, в те далекие годы - директор сборочно-кузовного производства. Сегодня мы попросили теперь уже первого вице-президента - первого заместителя генерального директора АО "АВТОВАЗ" Н. В. ЛЯЧЕНКОВА рассказать о том, когда возникла идея создания производства пластмасс и как она воплотилась в жизнь.
- Производству пластмасс можно отмечать даже не 5, а 10 лет, потому что идея
его создания родилась в конце 80-х годов. Это если считать по аналогии с АВТОВАЗом,
когда постановление правительства Советского Союза определило день рождения
нашего завода. С той поры ВАЗ существует, а этапы проектирования, строительства
- это все его история.
В конце восьмидесятых годов перед автозаводом
была поставлена задача значительного сокращения сроков постановки на производство
новых моделей автомобилей. В рамках принятой программы, где решался ряд важных
задач, в том числе по созданию НТЦ, предусматривалась и организация корпуса
пластмасс. Нужно было создать производство на принципиально новой технологической
основе. Решение было принято, и предполагалось, что ППИ станет одним из структурных
подразделений СКП. Тогда же были назначены руководители: начальником производства
пластмасс - Алексей Иванович Зверев, главным инженером - Николай Михайлович
Вишняков.
Прежде чем выбрать идеологию нового производства,
ведь в Советском Союзе подобного опыта не было, группа вазовских специалистов
объехала целый ряд специализированных западных предприятий. Специалисты управлений
главного технолога и главного конструктора, а также СКП интенсивно изучали мировой
опыт. Лично мне с Маратом Нагумановичем Фаршатовым, он тогда был техническим
директором АВТОВАЗа, довелось побывать в Германии и Италии. В результате этих
поездок и родилась концепция создания производства пластмасс.
Необходимо отметить, что в те годы за рубежом
шло активное внедрение пластмасс в конструкцию автомобиля. Менялись детали экстерьера
благодаря использованию новейших синтетических и иных материалов, значительно
изменялся интерьер, что коренным образом повышало комфортность автомобиля, улучшало
его потребительские характеристики. Данное обстоятельство стало еще одним аргументом
в пользу создания нового производства.
В качестве партнера была выбрана итальянская
фирма "Группа пластик-индустриале", крупнейший поставщик пластмассовых комплектующих
изделий в Европе. Эта фирма имела на тот период наиболее современную технологию.
С ней было заключено генеральное соглашение о содействии в проектировании и
строительстве нового производства. В Италию была направлена группа специалистов,
в состав которой вошли сотрудники УЛИР УГК, проектного управления, управления
организацией производства (сегодня ДИС), АвтоВАЗимпорта и, естественно, СКП.
Я возглавил эту группу, а техническим руководителем был Н. М. Вишняков.
После того как работа по проектированию
корпуса пластмасс была налажена, я вернулся в Тольятти, а Вишняков взял на себя
руководство группой и довел проект до завершающей стадии.
На заводе в то время шла интенсивная подготовка
к освоению автомобиля ВАЗ-2110. На СКП была возложена сложнейшая задача по созданию
комплекса сварки кузова и комплекса окраски. И мне как директору пришлось руководить
значительным объемом всех этих проектных работ. В то время еще не было такой
структуры, как дирекция технического развития. Все задачи развития решались
в производствах.
Возведение корпуса пластмасс шло по той
же технологии, которая применялась при строительстве ВАЗа: проектирование и
строительные работы велись параллельно. В состав производства пластмасс входил
также корпус для изготовления пресс-форм.
К сожалению, этот проект не удалось реализовать,
сегодня о нем напоминают лишь металлические конструкции недостроенного корпуса.
Причины этого известны. Акционирование ВАЗа лишило завод государственной поддержки,
а последовавшие затем различные финансовые потрясения в стране лишили АВТОВАЗ
и собственного финансового капитала. Финансовая основа нашего предприятия была
резко подорвана, и вести реализацию крупных проектов одновременно стало невозможным.
Поэтому мы сосредоточили все усилия на корпусе пластмасс, законсервировав другое
строительство.
Можно ли было поставить "десятую" модель
без этого корпуса? Ответ однозначен - нет. Можно было изготовить опытно-промышленные
партии, используя обходные технологические процессы, привлекая различных поставщиков.
Все это мы использовали. Например, югославская фирма "АЦМ" поставила целую гамму
пластмассовых деталей в период освоения производства нового автомобиля. Но без
корпуса пластмасс нельзя было решить вопросы ни по объемам, ни по себестоимости,
ни по качеству.
Когда пришло время поставок оборудования
и монтажа, стало ясным, что для руководства СКП это достаточно большая нагрузка.
Поэтому было принято решение о выделении корпуса пластмасс из состава СКП и
создании на его базе самостоятельного производства пластмасс. Конечно, по сравнению
с СКП на тот период это было небольшое подразделение, но оно являлось совершенно
новой областью деятельности, которую предстояло освоить.
В чем же заключалась "изюминка" идеи создания
нового производства? В том, что с этим производством появилась возможность реализации
современного сквозного конструкторско-технологического процесса проектирования
и производства на базе автоматизированной системы САD-САМ. Сегодня эта идея
на ВАЗе реализуется в полной мере, и не только при изготовлении пластмассовых
деталей, но и при производстве штамповок из стального листа. Создание производства
штампов и пресс-форм - это второй этап воплощения идеи, что позволит ВАЗу реально
сократить сроки постановки на производство новых моделей автомобилей. Таким
образом, создание нового производства - это не только новый коллектив, дополнительные
рабочие места. Это качественный шаг в развитии АВТОВАЗа.
Сегодня, спустя годы, мы убеждаемся, что
решения, принятые в тот период, были абсолютно правильными и перспективными.
Основоположником этой идеи был Владимир Васильевич Каданников, который тогда
являлся генеральным директором АВТОВАЗа. У ее истоков стоял также М. Н. Фаршатов
- технический директор предприятия. Молодое поколение руководителей подхватило
эту идею и реализовало ее. Это был своего рода подвиг - спроектировать, построить
корпус пластмасс, создать коллектив, освоить выпуск новой продукции. В этом
несомненная заслуга и "первооткрывателей", таких, как Алексей Иванович Зверев,
Николай Михайлович Вишняков и многих других руководителей начального периода,
а также тех руководителей, которые потом непосредственно вдохнули жизнь в производство.
Это Дмитрий Владимирович Маркушев, первый директор ППИ. Это и те специалисты,
которые получали первую деталь и настойчиво выводят производство на проектную
мощность. А сегодня продолжает воплощать в реальность и развивать эту идею директор
Валерий Петрович Елисеев.
Я от всей души поздравляю весь коллектив
производства пластмасс с первым юбилеем. Выражаю уверенность в том, что он не
остановится на достигнутом. Сегодня очень быстро устаревает то, что еще вчера
считалось передовым. Не отстать от научно-технического прогресса - это мое пожелание
коллективу.