В середине ноября в правительстве Московской области состоялось совещание, рассмотревшее
перспективы развития производства микролитражек "Ока". Самый скромный по цене
российский автомобиль при небольших объемах его выпуска (16000 на Серпуховском
автозаводе, входящем в АО "АВТОВАЗ", и 26000 на заводе микролитражных автомобилей
в Набережных Челнах) делает эти предприятия низкорентабельными: у СеАЗа рентабельность
5%, чуть выше она у родственного предприятия из Набережных Челнов.
Именно правительство Московской области,
где расположен древний Серпухов, и подняло вопрос о содействии предприятиям,
производящим "окушки". Инициативу поддержал президент АВТОВАЗа Алексей Николаев
и руководство Волжско-Камской финансово-промышленной группы, которая курирует
завод микролитражек в Набережных Челнах. Все стороны и были представлены на
прошедшем совете, где группу специалистов АВТОВАЗа возглавлял главный технолог
Владимир Пересыпкинский.
УВ результате обсуждения участники пришли
к выводу, что безубыточную работу обоих заводов обеспечит ежегодный выпуск не
менее 90000 микролитражек - 60000 на ЗМА в Челнах и 30000 на СеАЗе. Решающее
слово остаётся за АВТОВАЗом, выпускающим для "Оки" силовой агрегат и 130 позиций
унифицированных деталей. Но существующие производственные мощности позволяют
изготавливать не более 52000 двигателей в год. Требуется дополнительное оборудование
по всей технологической цепочке - от мехобработки до испытаний. Предполагается,
что оно будет закуплено СеАЗом и ЗМА в счет банковских кредитов и передано АВТОВАЗу
в аренду. Расширение программы производства машин до 90000 штук в год значительно
снизит их себестоимость, увеличит прибыль и позволит вернуть кредиты. Для реализации
машин-невеличек АВТОВАЗ предоставит свою сеть управлений региональных поставок.
Был рассмотрен вопрос и о модернизации
"Оки", которой не помешают новые фары и бамперы, новая панель и комбинация приборов,
новые передние сиденья, обивки дверей и боковин, измененный передок. Такие разработки
уже есть.
Как и любой другой российский автомобиль,
"окушка" в перспективе должна будет соответствовать более жестким нормам экологии.
Это обещает удорожание машины: электронный впрыск, дополнительная шумоизоляция,
новая силовая схема кузова, новые уплотнители… Не исключено, что придется обращаться
в правительство с просьбой на какое-то время "заморозить" "европеизирование"
"Оки", чтобы оставить возможной ее покупку для значительной, не самой обеспеченной
части населения России.
Вот такие большие проблемы у маленького
автомобиля.