Архивы | 2000 | 1999 | 1998 |
Проект "Калина". Компьютерный переворот неизбежен?

       На мой далеко не оригинальный вопрос: "Как идет подготовка производства "Калины"?" - главный конструктор проекта "Калина" Юрий Николаевич КУТЕЕВ ответил сначала неохотно: "Скажу дежурную фразу: "Ведем подготовку...". Сейчас еще не повод давать интервью. Рано об этом писать..."

       - А о чем можно написать? - продолжала "наступать" я. - Может быть, о людях, которые увлечены этим проектом?

       С этого момента Кутеев оживился:
       - Это другой разговор. Ведь проект "Калина" - не только новое семейство автомобилей. Одновременно с его разработкой мы переводим конструкторскую документацию на электронные носители. Если графическую часть КД можно переводить частями, то спецификацию можно перевести только одновременно. При переходе на электронную спецификацию появилась возможность реализовать узловой принцип формирования КД.
       Сам переход на такую систему был инициирован группой специалистов отдела общей компоновки. Сильная команда подобралась...

       - Молодые "компоновщики"?

       - По крайней мере, не старики. Трубин Алексей, Лапшов Юрий, Альбертоне Марчелло. А руководитель у них- Платонов Игорь.
       Что касается самой сути новой системы, то здесь надо запомнить два ключевых слова - "электронная" и "узловая" спецификация. Кроме единой конструкторско-технологической базы, узловая спецификация позволяет в перспективе выйти на позаказный метод сборки автомобилей.

       - Вы назвали еще одно ключевое слово - "электронная"... Оно, естественно, связано с компьютерной технологией и так называемой базой данных?

       - Разумеется. Создается база данных. Она легко преобразуется под нужды технологов опытно-промышленного, экспериментального или основного производства.
       Интересен сам процесс внедрения этой системы...

       - Можно предположить, что на пути к ней будут психологические барьеры...

       - Они уже возникают. Новшество достаточно легко воспринимается молодыми инженерами, но встречает определенное сопротивление у специалистов старшего поколения, что "давит" и на молодежь.
       Кстати, Володя Ковтун из команды проекта "Калина", о которой я говорил, как раз обучает специалистов. Вся работа с подразделениями лежит на нем. Учеба проходит здесь же, в отделе общей компоновки...
       Команда проекта "Калина" работает, невзирая на рамки рабочего дня. Нагрузка у них большая. Такова особенность проекта - идет не только разработка уникальных автомобилей, но и "переворот" в идеологии документации.

       - Любопытно: официально ведь никто не заставлял энтузиастов совершать такой переворот?

       - Нет, было по-другому. Первоначально идея исходила от начальника нашего отдела Александра Карловича Миллера. Он понимал, какие перспективы нам открывает позаказный метод сборки. Его разговоры на эту тему с представителями конструкторских служб и ДИСа "вспахали" и подготовили почву... Вскоре возникла группа единомышленников.

       - Откуда они черпали информацию о новой системе спецификации?

       - Это не проблема. Информация, как говорится, витает в воздухе. Сложнее было другое: идея-то идеей, но нужно было разобраться в имеющихся потоках документов. (Я только про ВАЗ сейчас говорю, не вдаваясь в подробности российской специфики). Здесь же существуют своя схема, свои особенности "оборота" документов. Не стоит их рушить, чтобы не "ставить все на уши".
       Понимаете, это изменение не революционное, а эволюционное, чем оно и привлекает.
       Хотя и эта эволюция требует привыкания и переобучения... Сложности есть, но они пока преодолимы.

       - Есть надежда, что это ускорит подготовку производства "Калины"?

       - Да, безусловно.

       Дальнейшие подробности мне рассказал инженер-конструктор отдела общей компоновки Владимир КОВТУН (кстати, как выяснилось, он же - технический администратор электронной системы конструкторских спецификаций).

       - Владимир, на каком этапе вы подключились к идее узловой электронной спецификации?

       - Я уже получил ее "в наследство" от конструкторов старшего поколения - Миллера, Кутеева, Козачка. Идея увлекательная сама по себе: она позволяет сосредоточить всю информацию по составу и состоянию конструкторской документации, причем на мониторе - всегда актуальная информация.
       Еще одно преимущество. В условиях рынка мы должны четко знать, сколько стоит каждый узел автомобиля. Именно электронная база данных, основанная на узловой спецификации, дает шанс наиболее точно определить затраты на подготовку и производство нового автомобиля.
       На "мельницу" нашей идеи льют воду и такие аргументы, как реформирование заводской системы и "капитализация" отношений на отечественном рынке.
       Кроме этого, программа позволяет актуализировать все сборочные единицы при изменении какой-либо входящей детали.

       - Что больше всего мешает при обучении специалистов новой системе?

       - Чисто психологический аспект. Не все знают хорошо компьютер даже на уровне пользователя. Людей нужно учить работать с компьютером и не бояться его.

       - Как будет выглядеть внедрение на практике?

       - В перспективе будет организована передача информации в ДИС для формирования сводной производной спецификации (СПС). Каждый разработчик имеет право только на то, что позволяет "иерархия" программы. Допустим, я - технический администратор. Программный администратор у нас - Алексей Трубин. А Юрий Лапшов и Марчелло Альбертоне - разработчики программы, у каждого свой уровень возможностей работы с объектами внутри программы. Конструктор линейного подразделения получает "право" на "чтение" всей информации и на разработку и сопровождение своего объекта.
       Наша методика позволяет систематизировать всю документацию по проекту нового автомобиля.

       - Судя по вашим словам, сейчас идет процесс привыкания к новой системе. Было ли нечто подобное в вазовской истории?

       - Если вспомнить историю завода (еще до рождения проекта ВАЗ - ФИАТ), существовала единая система конструкторской документации (ЕСКД), та еще, "гостовская". Образно говоря, мы ее взяли за основу на новом витке спирали времени. Сейчас мы работаем в программе ЭСКС - электронной системе спецификаций.
       ...Новый автомобиль, безусловно, выиграет от этой системы. К чему и стремимся...


Диана СТУКАНОВА,
газета "Волжский Автостроитель"
информация предоставлена
пресс-центром АО "АВТОВАЗ".
14 декабря 2000 г.